?

Log in

No account? Create an account
Grigory Egorov
Торнио - Хапаранда [01.08.2012] 
22nd-Oct-2012 10:41 pm

На следующий день после поездки в город Рованиеми, из Оулу я поехал на самую границу Финляндии и Швеции в город Торнио - Хапаранда, находящийся на берегу реки Торнионйоки.
Города Торнио и Хапаранда, хоть и находятся в разных странах, но имеют беспрецедентное общее Финско-Шведское городское правительство. Эти города, таким образом, значительно объединены. В городе Торнио на Финской территории без проблем можно расплачиваться Шведскими кронами (правда курс может оказаться не особо выгодным), в городе Хапаранда, соответственно, без проблем к оплате принимают Евро.

Итак, 1-е августа 2012 года, среда, и с самого утра из города Оулу я отправляюсь в сторону города Торнио - Хапаранда.
Из Оулу до станции Кеми, где я уже был вчерашним вечером, еду на поезде. На том же скором поезде №Р273 сообщением Хельсинки - Рованиеми, в сидячем вагоне.
Основная цель поездки в город Торнио - Хапаранда - это осмотр станций стыкования железных дорог разной колеи - 1435 мм и 1520 мм. Такие станции есть как в Торнио, так и в Хапаранде. Перегон между этими двумя станциями имеет совмещенную колею 1435/1520 и проходит через довольно живописный мост.
Доезжаю до станции Кеми на поезде и далее еду в шведский город Хапаранда на согласованном автобусе. Почему на автобусе? - Хоть от станции Кеми в Торнио и Хапаранда железная дорога проложена, но по ней в настоящее время, обычно, курсирует всего три пассажирских поезда в неделю (из Хельсинки), при том не в самое удачное для меня время. В согласованном с поездом автобусе еду по железнодорожному билету "Интеррейл" бесплатно. Автобусы от Кеми в Хапаранду курсируют со средним интервалом в один час. 

01. Станция Оулу. Тепловоз Dv12-2539, который сфотографирован еще до отправления в путь.


На автобусе примерно за пол часа доезжаю от Кеми до Хапаранды, насквозь проезжая через город Торнио. Таким образом, я впервые пересек границу между Финляндией и Швецией по суше! Автовокзал города Хапаранда совершенно небольшой и находится недалеко от реки Торнионйоки и, соответственно, от государственной границы. Застройка города Хапаранда, в основном, малоэтажная. Город очень зеленый. От автовокзала вдоль берега реки направляюсь в сторону пограничного железнодорожного моста и станции Хапаранда. По пути встречаю интересную конструкцию:

02. Колонна в городе Хапаранда с указанием расстояний до некоторых городов мира, а также до Полярного круга.


03. Вдоль берега реки (читай - государственной границы) разбит парк


04. А это панорамный вид на одну из целей поездки в Хапаранду - железнодорожный мост через государственную границу Финляндии и Швеции 


05. С другой стороны от меня - довольно симпатичный автодорожный мост


06. Несколько многоэтажных домов в городе Хапаранда


07. Еще раз - железнодорожный мост на перегоне Торнио - Хапаранда


08. Башня между центральными пролетами (всего пролетов 6) символизирует государственную границу


09. Церковь Алаторнио на финской территории (снято со шведского берега)


10. Невероятное количество опор в русле реки


11. Железнодорожный мост крупным планом. Предназначение свободных опор в русле я так и не понял. Возможно, они, как и башня, символизируют линию госграницы


12. Мост с другой стороны


13. Мост...


14. Со Шведской стороны у моста расположено такое вот сооружение. В настоящее время оно заброшено. Узкие окна, массивные двери указывают на оборонительное или военное его предназначение


15. Стандартная для Хапаранды улица


16. Проезд под железной дорогой между мостом и станцией Хапаранда


17. Непосредственно железнодорожный мост через Торнионйоки. Линия не электрофицирована, проход по мосту запрещен


18. Мост совмещенной колеи 1520/1435 мм. Справа - колея 1520 мм (как в России и Финляндии), слева - Европейская колея 1435 мм.


19. Один из домов в Хапаранде. Но в России подобное встречается чаще... 


20. Горловина станции Хапаранда с Финской стороны. Колея 1520 мм уходит чуть влево и потом через крестовину на Северную часть станции, Европейская колея, аналогично, уходит к Южной части станции


21. Разветвление совмещенной колеи 1520/1435


22. Вокзал станции Хапаранда (Швеция)


23. Южная сторона станции Хапаранда (колеи 1435 мм). Проводятся работы по электрофикации станции. Справа- платформа для перегруза товара между вагонами с разной шириной колеи


24. Вокзал станции Хапаранда с Северной стороны (колея 1520 мм). Путей "нашей" колеи значительно меньше по количеству


25. Город Хапаранда, водонапорная башня


26. На фото - дорога через государственную границу Швеции и Финляндии, которая проходит по бывшему (в это месте) заболоченному руслу Торнионйоки.
На фото также виден монумент, символизирующий дружбу между Финляндией и Швецией, а также объединенность города Торнио - Хапаранда. Как известно, финский флаг представляет собой белый крест на голубом фоне, а шведский - желтый крест на голубом фоне. В качестве символа дружбы на государственной границе в городе Торнио - Хапаранда установлены символические ворота из трех извивающихся линий голубого, белого и желтого цветов.


На границах объединенного города Торнио - Хапаранда расположены (на соответствующей территории) Финские и Шведские крупные торговые центры. Так что этот объединенный город является значительной точкой притяжения местных жителей.
По дорожке, которую видно на фото выше, я пешком перешел из Швеции в Финляндию и, после обеда в торговом комплексе, собрался погулять по городу Торнио и его железнодорожной станции. Вскоре начался дождь и сильный ветер, поэтому прогулку по городу Торнио я отложил до лучших времен и отправился к автовокзалу.
Насколько мне известно, железнодорожная станция Торнио, аналогично, Хапаранде, тоже имеет пути колеи 1520 и 1435 мм, а также мето для перегруза вагонов.
Количество грузовых поездов между странами минимально, так что никакого подвижного состава мне заснять не удалось.
На автобусе я доехал обратно до станции Кеми и далее, на поезде, вернулся в город Оулу

27. Станция Кеми, тепловоз Dv12-2637


28. По возвращении в Оулу заснял несколько поездов и на этой станции
Электровоз Sr1-3053 со скорым поездом и электровоз Sr2-3233 с поездом "Интерсити"


29. Электропоезд Sm3 "Пендолино" в новом окрасе VR (Финских железных дорог)


Приехал я в город Оулу немного позже обеда и, чуть отдохнув в гостинице, наконец-то отправился осматривать непосредственно город Оулу, побережье Ботнического залива и локомотивное депо. Но об этом - в следующей части рассказа!

Comments 
23rd-Oct-2012 11:40 am (UTC)
Интересно! Пешком между странами. Круче, наверное, только мост через Панамский или Суэцкий канал пешком переходить. :)
25th-Dec-2012 11:11 pm (UTC)
Там ещё ИКЕА есть на шведской стороне. Финны ездят туда за покупками.
А шведы ездят покупать у финнов окрашенное дизельное топливо,
т.к. оно значительно дешевле. Его специально красят, т.к. обычным финнам его нельзя использовать, только фермерам для своих с/х работ. А шведам финское правительство ничего не может сделать))
В общем, там плотный клубок торговых отношений)))

Edited at 2012-12-25 11:12 pm (UTC)
11th-Feb-2013 06:35 pm (UTC)
Очень плохо, что в Хапаранде (и на линии к ней со стороны Швеции) нет пассажирского движения. Финляндия имеет пассажирский выход "во внешний мир" исключительно через Вайниккала - Бусловская.

Между тем, оказывается, только что там завершена большая реконструкция. Построена новая линия Каликс - Хапаранда, что удивительно для Европы. Обещают восстановить пассажирское движение.

http://www.topomapper.com/?zoom=10&lat=65.96472&lon=23.69846&layers=B0000000000F - карта местности

http://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=en&u=http://www.northsweden.eu/english/news/inauguration-of-the-haparanda-line.aspx&prev=/search%3Fq%3Dhaparanda%2Brailway%2Bpassenger%2Bservice%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26tbo%3Dd%26biw%3D1440%26bih%3D721&sa=X&ei=HcQYUbOTKcfl4QSEo4DQBA&ved=0CG0Q7gEwCA

http://publikationswebbutik.vv.se/upload/6421/100450_ertms_on_the_haparanda_line_utg2_201204.pdf

Хорошо бы, чтобы когда-нибудь обещания восстановить пассажирские перевозки из Финляндии в Швецию исполнились.
11th-Feb-2013 06:38 pm (UTC)
Очень плохо, что в Хапаранде (и на линии к ней со стороны Швеции) нет пассажирского движения. Финляндия имеет пассажирский выход "во внешний мир" исключительно через Вайниккала - Бусловская.

Между тем, оказывается, только что там завершена большая реконструкция. Построена новая линия Каликс - Хапаранда, что удивительно для Европы. Обещают восстановить пассажирское движение.

www.topomapper.com/?zoom=10&lat=65.96472&lon=23.69846&layers=B0000000000F - карта местности

www.northsweden.eu/english/news/inauguration-of-the-haparanda-line.aspx

publikationswebbutik.vv.se/upload/6421/100450_ertms_on_the_haparanda_line_utg2_201204.pdf

Хорошо бы, чтобы когда-нибудь обещания восстановить пассажирские перевозки из Финляндии в Швецию исполнились.
10th-Jul-2016 09:02 pm (UTC)
Anonymous
На момент лета 2016 года пассажирское движение не только не восстановлено, грузовое то и то уменьшается...
Автомобильные фуры и автобусы наше (вернее ихнее все).
2nd-Aug-2016 01:08 pm (UTC)
О пассажирских перевозках между Швецией и Финляндией речи вообще не идет.
Были разговоры о рейсах ж-д компанжду Лулео и Хапарандой в 2012 году, когда построили новую линию. Тогда многие радовались и ждали возобновления пассажирского движения, которое прервалось в августе 1992 ( а с Финляндией вообще на четыре года раньше ).
Тем не менее, несмотря на заявленную скорость новой линии 250 км/ч время в пути оказалось сравнимым с автобусами, билеты получались дороже, а вокзал в Хапаранде уже давно в стороне от центра города, так что от идеи отказались, по видимому навсегда...
В минусе оказались 80 км живописнейшей старой трассы с тоннелем и тремя станциями до 7 путей в Карунги, которая просто напрашивалась для туристских маршрутов. Тем не менее ветка глухо отрезана от новых путей в декабре 2012 года... На настоящий момент ее использование не планируется...
Очень грустно....
10th-Jul-2016 08:57 pm (UTC)
Anonymous
А дом на вашей фотографии 19 до сих пор в таком же ужасном состоянии, только легким забором огородили :-)
А вроде уже 4 года прошло....
This page was loaded Sep 19th 2018, 11:05 pm GMT.