?

Log in

No account? Create an account
Grigory Egorov
Куда мы катимся? Или немного о транспортной политике Санкт-Петербурга 
14th-Jun-2013 10:43 pm

Читаю сегодня интернет-газету "Фонтанка.Ру" и вижу следующую статью: "Новая транспортная стратегия Петербурга: электробусы, никаких трамваев".
Уже судя по заголовку, эта статья ничего хорошего не предвещает...

Итак, сначала ознакомимся со статьей. Ключевые моменты, на мой взгляд, выделю жирным шрифтом.
----------

     Смольный подготовил поправки в программу развития транспортного комплекса Петербурга до 2015 года. Общая стоимость программы увеличена с 145 млрд до 198. В адресном перечне появились новые развязки, в том числе на пересечении Московского шоссе с Дунайским проспектом, 500 млн будут выделены метрополитену на установку камер в вагонах, а комитет по транспорту получит 72 млн на электробусы. Но при этом финансирование обновления парка трамваев и троллейбусов, половина которого морально устарела, снижено на 1 млрд.
    
Корректировке подверглась стратегическая программа развития транспортного комплекса Петербурга до 2015 года, которая была принята в 2011 году. Она включает в себя как мероприятия по модернизации общественного транспорта, так и по строительству новых дорог и развязок. Согласно проекту, который оказался в распоряжении «Фонтанки», общий бюджет программы в новой версии существенно вырос: если раньше на нее планировалось потратить 145 млрд, то теперь – 198 млрд.
     Электрический транспорт
    
Однако при этом суммы по части расходных статей существенно уменьшились. Особенно серьезный удар нанесен по развитию трамвая и троллейбуса. Если в старой версии на закупку нового подвижного состава было предусмотрено 6,7 млрд (3,8 – трамваи, 2,9 – троллейбусы), то теперь – 3,3 (2,1 – трамваи, 1,2 – «рогатые»). Кроме того, урезан бюджет программы по реконструкции трамвайных путей – до 2015 на эти цели потратят 250 млн вместо 3 млрд.
    
При этом 60% составов трамвайного парка «Горэлектротранса» сейчас находится в изношенном состоянии, около 40% – троллейбусного. И сотрудники самого предприятия зачастую говорят о том, что если в ближайшее время город не сделает рывка в плане закупок новой техники, в первую очередь – трамваев, то ГУП либо увеличит интервалы в движении, либо просто сократит количество маршрутов.
    
Сокращая финансирование электротранспорта, Смольный, очевидно, делает упор на автобусный. Во-первых, комитет по транспорту получит около 500 млн дополнительно на реконструкцию автобусных парков. Также продолжится массовая закупка нового подвижного состава: в 2014 на это заложено 760 млн, в 2015 – почти 800. Кроме того, на 2015 год запланировано приобретение пробной партии электробусов – автобусов с электрическим двигателем, которые могут ездить без подзарядки до 3-4 часов. На них предусмотрено 72 млн рублей: скорее всего, на эти деньги удастся приобрести не больше 8 единиц техники (стоимость существующих моделей электробусов оценивается в 8-9 млн рублей).
    
Метрополитен
    
Еще одно новшество - увеличение строительства объектов метрополитена в ближайшие три года. Смольный включил в адресный список продолжение «оранжевой» линии от станции «Спасская» до «Большого проспекта» на Васильевском острове с промежуточной станцией «Театральная». В 2014 на нее уйдет 5,6 млрд, в 2015 – столько же. Отметим, что по планам комитета по развитию транспортной инфраструктуры, к чемпионату мира 2018 года эту ветку доведут до морского пассажирского порта «Морской фасад», а после «Большого проспекта» появятся еще две станции – «Шкиперская» и собственно «Морской фасад».
    
Осталась в программе и первая очередь Калининско-Красносельской линии от станции «Обводный канал-2» до «Юго-Западной», вестибюль которой будет расположен в районе улицы Маршала Казакова. Хотя ранее в Смольном рассматривали возможность перебросить деньги, предусмотренные на эту ветку, на строительство транспортной инфраструктуры к чемпионату миру.
    
В программе сохранилась «Спортивная-2» и наземный выход со «Спасской», строительство которых уже ведется, а также продолжение Фрунзенского радиуса от «Международной» до «Южной». Зато линии от «Приморской» до «Улицы Савушкина» с промежуточной остановкой рядом со стадионом на Крестовском острове в перечне нет, но это, скорее всего, связано с тем, что в него попали только те объекты, строительство которых будет финансировать бюджет Петербурга. А на метро до стадиона Смольный просит 25 млрд рублей у федеральных властей.
    
На модернизацию эскалаторов метрополитена выделят 240 млн вместо 103. Кроме того, в 2014 и 2015 году начнется установка видеокамер в вагонах петербургской подземки: на это предусмотрено полмиллиарда рублей. Наконец, 200 млн будет потрачено на оснащение тех же поездов табло с бегущей строкой: сейчас они поставляются в комплекте с новыми вагонами, но на них обычно транслируется приветствие от подземки, а не сообщается необходимая информация о следующей станции. Предполагается, что к 2015 году информационная система наконец заработает.
    
Отметим также, что город намерен начать активно проектировать новые станции. Скорее всего, это вызвано необходимостью создать базу проектов, чтобы в будущем не возникало таких ситуаций, как, например, в 2011-м: тогда комитет финансов отказался дать средства на Калининско-Красносельскую линию (ККЛ), так как проект еще не был готов. Как следует из документа, подготовленного Смольным, в 2014 начнется проектирование продолжения Калининско-Красносельской до «Полюстровского проспекта», а в 2015 – от этой станции до «Ручьев». Кроме того, в 2014-м начнут изыскания по продолжению ККЛ от «Юго-Западной» до «Петергофского шоссе», а в 2015-м будут делать проект продления «оранжевой» линии от «Морского фасада» до «Юнтолово».
    
Дороги
    
Финансирование строительства новых дорожных развязок увеличено более чем на 20 млрд. Это произошло за счет добавления в программу новых объектов, часть из которых уже возводится. Так, сюда попали два путепровода на Московском шоссе рядом с Ям-Ижорой, которые уже строит «Мостоотряд-19» за 4 млрд, реконструкция дороги к новому терминалу Пулково за 600 млн, конкурс на которую был недавно объявлен. Кроме того, в программу попала магистраль №49 в Приморском районе: ее выставили на тендер еще в конце 2012 года, потом конкурс был отменен, но в КРТИ обещают объявить его вновь в этом году. Включены в адресный перечень и мост через остров Серный, реконструкция набережной Макарова от 2-й линии до Адмиральского проезда, а также две развязки на Дунайском проспекте – на пересечении с Московским и Пулковским шоссе.
    
Пока речь идет о проекте: окончательно поправки вступят в силу после того, как их утвердит губернатор Георгий Полтавченко. Кроме того, нужно понимать, что программа – это только основа для составления бюджета. И в итоге может получиться, что деньги на тот или иной объект выделены не будут. 
    
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»
----------

Итак, что мы видим из ПРОЕКТА новой транспортной стратегии, вернее, политики?
Сразу скажу, после прочтения этой статьи я схватился за голову - здесь либо полнейшая некомпетенция городских властей в сфере наземного транспорта (соотношение трамвай - автобус), либо присутствие некоего автотранспортно-топливного лобби.

Огромным количеством ученых в области транспорта давно доказано, что для снижения нагрузки на улично-дорожную сеть города, помимо метрополитена - его у нас строят крайне медленно), выгоднее и экономичнее всего использовать легкорельсовый транспорт (ЛРТ) - то есть современный трамвай, следующий по выделенной полосе и имеющий минимальное количество пересечений (нерегулируемых приоритетно трамваю) в одном уровне с улично-дорожной сетью (кстати, ЛРТ в 10-30 раз дешевле метрополитена).  Понятное дело, нынешний наш трамвай - это зачастую ржавые гробы, медленно передвигающиеся по кривым рельсам... Это можно изменить... Но, судя по программе, трамвай продолжают искусственно умертвлять - в несколько раз снижена сумма на ремонт трамвайных путей даже под обычное движение (и при обычном движении трамвай имеет огромное количество плюсов и достоинств даже в нынешнем состоянии). Также и трамвайные вагоны практически закупаться не будут.

Теперь еще одна небольшая ремарка:
Некоторое время назад, в Москве была создана группа
"Городские Проекты" целью и задачей которой является создание города, удобного для жизни. Удобный для жизни город - это, в том числе, и удобный общественный транспорт! Так вот, группой "Городских Проектов" в Москву были приглашены несколько ученых мирового уровня, которые изучили транспортную систему города, а так же несколько проектов по реконструкции улично-дорожной сети в угоду автотранспорта. По результатам этого исследования был составлен подобный и красочный отчет (можно просмотреть и скачать по ссылке), где огромное место в сети городского транспорта (для города, удобного для жизни) отведено Удобному и Быстрому трамваю. Почему же правительство Санкт-Петербурга категорически это не понимает и всячески отрицает мировой опыт и наработки в этом направлении?

Идём дальше - массовая закупка автобусов. Может это и к лучшему? Автобус мобильнее трамвая и может ехать по любым улицам... Но, во-первых, он менее экологичен, а, во-вторых, автобус движется по той же улично-дорожной сети, что и автомобили. Соответственно - автобус стоял, стоит и будет стоять в пробках (сколько автобусов не покупай). Путь убыстрения автобуса - создание выделенных полос. В мире удачных примеров выделенных полос достаточно. У нас же автомобилисты не настолько дисциплинированы, чтобы отдавать приоритет общественному транспорту даже на обозначенных полосах для общественного транспорта... И еще одно - так как транспорт в нашем городе, в основном, Неудобный, количество личного автотранспорта стремительно возрастает. К чему это приводит - думаю, и так ясно.

Упустил я еще один вид общественного транспорта - троллейбус. Он экологичнее, чем автобус, но, в настоящий момент, медленнее. Почему троллейбус медленный? Потому что он привязан к контактной сети, которая сделана несовершенно. Но в мире существуют сейчас, конечно дорогие, но качественные варианты строительства контактной сети, которая не оказывает замедляющего эффекта для движения троллейбусов. Дело упирается в желание и в некоторое (не особо большое относительно других затрат) количество денег... Речь про электробусы - так это вообще на грани фантастики и как очередной прожект городского правительства.
  
На установку в вагонах метрополитена видеокамер уйдет четверть стоимости относительно покупки новых трамвайных вагонов. Возникает вопрос - какая из этих категорий затрат наиболее насущная? Так же установка камер окажется в два раза дороже, чем строчка по ремонту трамвайных путей... В этом есть хоть капля разума?

Про строительство и проектирование метрополитена и говорить не буду - здесь кроме планов и перспектив развития (в разговорах) практически ничего не происходит. По факту идет строительство всего лишь нескольких процентов от задуманного. С другой стороны, это достаточно интересно и денежно проектировать кучу новых линий метрополитена, осваивать на этом средства и выбрасывать готовые проекты в ящик, чтобы вновь их разработать и перевыпустить через несколько лет уже по новым тендерам и договорам...

В общем и целом, получается, что никакой адекватной транспортной стратегии в нашем городе нет. Дальше разговоров дела не двигаются. И, складывается ощущение, что будет только хуже и Петербург стремительно будет становиться городом, для жизни еще более неудобным...

Comments 
14th-Jun-2013 08:08 pm (UTC)
Немного дополню про отсутствие стратегии: недели две назад я был в ЗАКСе на слушаниях по развитию велодвижения в Петербурге. Среди прочих там выступал представитель КРТИ, который напрямую сказал, что транспортной стратегии у города нет и она не разрабатывается.
С другой стороны, это неудивительно. У нас сейчас руководителя, который понимает, зачем нужна стратегия и долгосрочный план, встретить труднее, чем найти живого динозавра
This page was loaded Dec 16th 2018, 8:00 pm GMT.