Grigory Egorov (krisha0703) wrote,
Grigory Egorov
krisha0703

Category:

Теплоэлектричка на Большой Приморке – окончание эпохи

Буквально через несколько дней, в субботу 24 октября 2020 года, по Большой Приморке отправится в последний путь теплоэлектричка – электропоезд ЭР2К-930, ведомый тепловозом М62.


01. Электропоезд ЭР2К-930 под тепловозом М62-1564 на перегоне Зеленогорск - Приветненское



Большая Приморка – так называют железнодорожную линию Зеленогорск – Выборг, проходящую не напрямую между этими точками, а более длинным путём вдоль залива через город Приморск.

02. Схема Большой Приморки (линия зеленого цвета)

Когда первый участок линии открыли (1916 год), начиналась она в Зеленогорске. От Зеленогорска до Ушково рядом были уложены три пути – два на Выборг и один в сторону Приморска. В 1923 – 1925 годах начало Большой Приморки было перенесено в Ушково, а перегон Зеленогорск – Ушково стал двухпутным. В 2009 году, при реконструкции Выборгского хода под скоростное движение, станция Ушково была закрыта и путь Большой Приморки вновь продлили до Зеленогорска.

03. Теплоэлектричка ЭР2К-930 на бывшей станции Ушково

В Выборге линия заканчивается на окраине города – на станции Лазаревка
Участок линии от Зеленогорска до станции Советский, в основном, обслуживают лишь пригородные поезда, грузовые здесь редкость. Севернее станции Советский, а в особенности на участке Лазаревка – Попово – Высоцк («аппендикс» Большой Приморки) имеется и активное грузовое движение.

04. Вид из окна теплоэлектрички

В советское время пригородное движение на этой однопутной неэлектрифицированной линии осуществлялось исключительно венгерскими дизель-поездами Д1. В начале 90-х годов ХХ века техническое состояние части дизелей оставляло желать лучшее и их стало не хватать. Но перевозить пассажиров, а в особенности дачников по выходным, было нужно!
Было придумано интересное техническое решение для перевозки пассажиров. Взяли электропоезд (а конкретнее, две машины – ЭР2-451 и ЭР2-555), а перед ним поставили тепловоз М62! И электропоезд, и тепловоз оснастили специальным оборудованием – розетками и низковольным соединением («жоксом») между ними – чтобы на участке без контактной сети у электропоезда открывались/закрывались двери и работала трансляция.

05. Электропоезд ЭР2-555 перед отправлением с Финляндского вокзала на Выборг через Приморск

В первую очередь теплоэлектричками обслуживались прямые поезда из Петербурга на Большую Приморку: от Финляндского вокзала до Зеленогорска на электротяге, от Зеленогорска и дальше – под тягой тепловоза М62. Во вторую очередь теплоэлектричками обслуживались и некоторые другие поезда следующие только между Зеленогорском и Выборгом (через Приморск).

06. Тепловоз М62 с электропоездом готовится к отправлению!

Следует отметить, что несмотря на наличие в настоящее время в эксплуатации скоростных электропоездов «Ласточка», которые на неэлектрифицированных участках следуют под тягой тепловоза ТЭП70БС, сленговое название «теплоэлектричка» чаще всего применяется именно к сцепам М62+ЭР2 на Большой Приморке.

07. Станция Советский. Слева - теплоэлектричка, справа пригородный поезд в составе тепловоза М62 и двух сидячих ЦМВ

Запуск теплоэлектричек в регулярную эксплуатацию произошел летом 1993 года. При этом в расписании движения пригородных поездов из Петербурга на Большую Приморку и обратно на лето 1993 года стоянки для прицепки/отцепки тепловоза в Зеленогорске заложено не было. Вероятно, новый вид подвижного состава стал обслуживать это направление чуть позже того, как расписание вступило в силу и было опубликовано. Далее эксплуатация теплоэлектричек осуществлялась в разном объеме каждый год – с весны до осени. В остальное время года линия сначала продолжала обслуживаться дизель-поездами Д1 (до 2004 года), затем тепловозом с сидячими вагонами, а в последнее десятилетие – рельсовыми автобусами РА2 и дизель-электропоездами ДТ1. «ДяТлы» работали на этой линии достаточно редко, хоть и штатно.

08. Дизель-электропоезд ДТ1-002, который не может передвигаться сам, с тепловозом М62 на станции Приморск

Почему же «теплоэлектрички» были в ходу только в летний период? Самая главная причина – отсутствие в электропоезде отопления и освещения при тяге от тепловоза. Другая причина – пассажиропоток зимой меньше. В межсезонье (ранней весной и поздней осенью) в теплоэлектричке было темно и холодно. Пассажиры привыкали и терпели – главное, что поезд на дачу и обратно был! Сейчас такая организация движения уже кажется неким анахронизмом. Следует добавить, что в «теплоэлектричке» также отсутствует туалет, что в годы нынешние уже кажется удивительным и непривычным, в отличии даже от десятилетия назад.

09. Мягкий салон одного из вагонов теплоэлектрички

Еще одной изюминкой теплоэлектрички является сам электропоезд который её обслуживает – это ЭР2 с круглой кабиной! По состоянию на 2020 год электропоезд ЭР2К-930, который здесь работает, это единственный линейный электропоезд с круглой кабиной, который перевозит пассажиров по Октябрьской железной дороге! Поезд был выпущен на Рижском вагоностроительном заводе в июне 1971 года и сейчас ему уже 49 лет! В 2005 году электропоезд прошел капитальный ремонт с продлением срока службы на 15 лет. «Годность» этого ремонта закончится через месяц – 20 ноября 2020 года.

10. Электропоезд ЭР2К-930 на станции Советский

Таким образом, 24 октября 2020 года завершится не только эпоха теплоэлектричек на Большой Приморке, но и эпоха «круглых» электропоездов в Северо-Западном регионе! После 24 октября 2020 года ЭР2К-930 может еще и выедет на какие-либо маршруты обычных электропоездов, но спрогнозировать её появление на них будет практически невозможным.

11. Уже историческая панель с надписью "Милиция", а по факту - связь пассажир-машинист

Каким образом осуществлялось движение теплоэлектричек?
Ранним утром электропоезд выдавался из моторвагонного депо ТЧ-20 на перрон Финляндского вокзала. Осуществлялась посадка пассажиров и поезд своим ходом, на электротяге следовал до Зеленогорска только с одной остановкой на Удельной.

12. 2018 год. Уже редкая встреча двух "глобусов" на Финляндском вокзале. ЭР2К-930 проследует на Советский, а ЭР2К-980 - на Белоостров через Сестрорецк.



В Зеленогорске к электропоезду подавался тепловоз М62 и они объединялись в один состав. Тепловоз М62 в разные годы приезжал из разных мест – сначала из локомотивного депо ТЧ-12 у Финляндского вокзала, затем из депо на станции Ручьи, а еще позже – из депо Выборг. После сцепки производилось соединение низковольтных цепей тепловоза и электропоезда. После опробования тормозов поезд отправлялся в путь на Большую Приморку!

13. Сцепленные тепловоз и электричка = теплоэлектричка!



Локомотивные бригады были как в тепловозе, так и в электропоезде. Бригада электропоезда открывала и закрывала двери, следила за посадкой/высадкой пассажиров и осуществляла сообщения по трансляции. Бригада тепловоза приводила поезд в движения с оглядкой на бригаду электропоезда. На конечной станции маршрута электропоезд закреплялся тормозными башмаками, производился обгон локомотива и после прицепки поезд следовал в обратную сторону.

14. Обгон локомотива, станция Советский



В Зеленогорске, если поезд следует на Петербург, тепловоз отцеплялся и следовал в депо, а электропоезд своим ходом ехал до Финляндского вокзала.

15. Теплоэлектричка прибывает на станцию Зеленогорск

Были и другие схемы работы теплоэлектричек на Большой Приморке. Например, в 2008 году, при реконструкции станции Зеленогорск, теплоэлектричка шла под тепловозом прямо с Финляндского вокзала. А в первой половине 2016 года на время реконструкции линии маршрут теплоэлектрички был укорочен до станции Ермилово. Так как оборот осуществлялся не доезжая горловины станции у временной платформы, теплоэлектричка ездила аж с двумя тепловозами – в голове и в хвосте электропоезда – для возможности обернуться.

16. Теплоэлектричка с двумя тепловозами у станции Ермилово.
Фото Сергея Вершинина

Говорят, в былые годы рабочие смены на теплоэлектричке пользовались спросом у локомотивных бригад как с тепловоза, так и с электропоезда. К примеру, отправляется теплоэлектричка с Выборга через Приморск на Зеленогорск. До станции Попово имеется контактная сеть, время хода – пол часа. Тепловоз можно заглушить в рамках экономии топлива, а движение осуществлять с электропоезда – за расходом электроэнергии особо не следили. Далее остается лишь слить топливо с тепловоза до необходимой нормы, продать его и поделиться 😊.

17. Вид из теплоэлектрички в районе станции Прибылово

Посмотреть на работу теплоэлектрички «изнутри» можно, к примеру, в серии репортажей Сергея Вершинина.


Теперь давайте ознакомимся с расписанием движения теплоэлектричек.

18. 1997 год. В ходу две теплоэлектрички. Одна ежедневная, другая по пятницам, субботам и воскресеньям. По состоянию на 1993 год расписание теплоэлектричек, говорят, было примерно таким же в плане объемов движения.


19. 1999 год. Здесь в расписании дизель-поезда (нижняя таблица) и теплоэлектрички (верхняя таблица) аж разделены!



20. До лета 2004 года движение сохряняется примерно в первоначальном объеме.


21. Летом 2005 года пропадает рейс теплоэлектрички по пятницам, а также снижаются объемы движения других поездов по этой линии. Подобное расписание сохраняется до 2008 года. С 2009 года в ходу нет поезда 6781.


22. С лета 2010 года в ходу остается одна ежедневная "нитка" под теплоэлектричку. Утром теплоэлектричка следует из Петербурга в Советский, затем возвращается из Советского в Зеленогорск, а далее следует из Зеленогорска через Приморск в Выборг. Из Выборга электричка следует загонкой (без пассажиров) в Петербург.


23. Начиная с лета 2014 года теплоэлектрички больше не доходят до Выборга...


24. С 2015 года движение теплоэлектричек осуществляется только по маршруту Петербург - Советский и только по выходным дням. Ниже приведено расписание теплоэлектрички по состоянию на 2020 год. В 2015 году расписание было подобным с немного другими временами отправления и прибытия поездов.

В качестве теплоэлектричек на Большой Приморке успели поработать следующие электропоезда ЭР2: 446, 451, 555, 649, 930, 963, 978, 980 и 1089.

25. Электропоезда, работавшие на Большой Приморке
Таблица составлена по заметкам знатоков железнодорожного транспорта, материалам железнодорожных галерей и может не являться 100% достоверной. Если у Вас имеются дополнения и уточнения - оставляйте комментарии!


26. Теплоэлектричка на участке Молодёжное - Ушково

Следует отметить, что работали на этой линии специально дооборудованные электропоезда и тепловозы. Произвольный подвижной состав заглянуть на эту линию не мог. В качестве разовой поездки для завоза детей в лагеря на Большой Приморке появлялся и электропоезд ЭД4М-0424, специально под эту линию не оборудованный.

27. Жесткий вагон теплоэлектрички

Начиная со следующего года нынешние графиковые нитки теплоэлектрички предполагается обслуживать рельсовыми автобусами РА3 (два сцепленных поезда 3+3 вагона). Как дело будет обстоять в итоге – покажет время. Ни один рельсовый автобус РА3 в Петербург пока не поступил. Других электричек, оборудованных для работы с тепловозом, тоже в настоящее время не имеется. Хотя, переоборудовать какой-нибудь «Торжок» под эту задачу дело посильное. Но вот «глобусов» на линии к тому времени уже не будет точно…

28. Станция Советский

Кто еще не катался на теплоэлектричке, а также тот, кто хочет проводить «круглую» ЭР2 – у Вас, по сути, остался один гарантированный шанс это сделать – 24 октября, суббота, Финляндский вокзал, 9:42



При подготовке поста использовались материалы сайта https://terijoki.spb.ru, расписания движения поездов из личной коллекции и с сайта http://www.kupsilla.ru, информация и наблюдения от Михаила Жукова, Сергея Вершинина и других знатоков железнодорожного транспорта.
Tags: железная дорога, поездка, расписание, тепловоз, теплоэлектричка, электропоезд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments