?

Log in

No account? Create an account
Grigory Egorov
Типы станций Петербургского метрополитена – новая серия Юбилейных жетонов 
31st-May-2019 12:07 am

27 мая 2019 года поступила в продажу новая серия юбилейных жетонов, посвященная типам станций Петербургского метрополитена.
В этом посте мы ознакомимся с девятью их видами.
Как человек, имеющий профильное образование по части метрополитена, позволю себе дать и некоторые комментарии по качеству категоризации и визуализации этой серии жетонов.

01. Станции пилонного типа.

С этими станциями всё понятно, их сложно с чем-то перепутать.
Но одно замечание есть: 1.1 – в подплатформенных помещениях этих станций проходит кабельный коллектор, заливать эту область серым цветом, как будто там бетон – неверно. Станции внутри этого типа можно разделить на станции с центральным залом на всю длину станции и на станции с укороченным центральным залом. В список станций этого типа также вписан и не открытый «Проспект Славы». Если еще занудствовать, то есть пилонные станции с чугунной обделкой, с железобетонной обделкой, и даже одна или несколько станций совмещенных чугунно-железобетонных. Но, понятно, что для данной категоризации это несущественно.


02. Станции колонного типа

Здесь уже начинается лютый трэш
2.1 – Колонны станций этого типа располагаются по линии пересечения обделок боковых и центрального тоннелей, а никак не в каком-либо другом месте.
2.2 – Колонны по самому краю платформы тоже не делают. Мало того, строительными нормами установлена даже минимальная ширина платформы между колонной и краем платформы.
2.3 – Подплатформенная зона станции используется для служебных помещений, но никак не забетонирована.
2.4 – Некоторые специалисты выделяют станцию «Крестовский» остров» в отдельную категорию – колонно-пилонную станцию. Это единственная станция колонного типа, с колоннами и ригелями из сборного железобетона, которые по условиям прочности получились весьма массивными. На всех остальных колонных станциях глубокого заложения в нашем городе колонны и ригели выполнены из металла.
2.5 – Да, желательно говорить «колонная станция глубокого заложения», потому что в станциях мелкого заложения тоже колонны имеются 😊.
2.6 – Выделяются еще подкатегория колонно-стеновых станций, в частности «Комендантский проспект», «Звенигородская», «Международная».


03. Станции закрытого типа без боковых платформ


3.1 – Если ранее категоризация шла по конструктиву станций, то здесь уже перешли на категории по виду платформ, что для конструктивного типа станции весьма несущественно.
3.2 – Стандартное замечание про отсутствие подплатформенных помещений
3.3 – Если придираться – так до конца! Контур поезда никак не должен касаться обделки тоннеля!
3.4 – Да и вестибюль на блистере совсем не в кассу – можно сделать целую отдельную классификацию по типам вестибюлей! Но, очень хочется надеяться, что метрополитен до такого извращения ради прибыли не дойдет…
3.5 – Станции такого типа – фишка Петербурга. И их тип часто называют как «горизонтальный лифт», жаль, что на жетоне эта информация не отображена. А если исходить чисто из конструктива, это обычная стеновая станция глубокого заложения, т.е. от колонной станции она мало чем отличается.


04. Станции односводчатого типа

Тут вроде все в порядке, кроме п 4.1 – подплатформенных помещений.
И еще, в списке односводчатых станций я, почему-то, не нахожу «Спортивную»…


05. Односводчатые двухъярусные станции

Вот куда подевалась «Спортивная» - ее вынесли в отдельный тип станции. Хотя по конструктиву и работе конструкции  - это всё тот же односвод, только с большими размерами выработки. Замечание 5.1 следующее: такая станция у нас одна, а их тип написан в множественном числе. Хотя, вторая станция такого типа планировалась, таким должен был стать «Обводный канал».


06. Наземные станции с боковыми платформами

6.1 – В принципе, схема станции похожа на оригиналы, но есть одно «но» - перекрытия наземных станций Петербурга – горизонтальные. Здесь же на схеме изображена типичная московская станция с Филёвской линии, да еще и с дорисованной крышей
6.2 – Все наземные станции в Петербурге – конечные, и между путями есть служебный мостик для машинистов. На конструктив и категоризацию оно не влияет, но всё же 😊


07. Трехпролетные станции

В первую, очередь я бы написал, что это тип станции мелкого заложения. Во вторую, что это станция из сборных элементов и построена в открытом котловане. И лишь только в последнюю очередь считал бы количество пролетов… Служебных помещений, вернее, кабельного коллектора (7.1) здесь также нет… Верхнее перекрытие таких станций чаще всего делают ровным, а не ступенчатым. Так что на жетоне - колонная станция мелкого заложения из сборных элементов.


08. Станции с боковыми платформами

Здесь опять вместо категоризации по конструктиву идет сравнение по расположению платформы. По факту это станция мелкого заложения из монолитного железобетона, сооружена методом «top-down».
8.1 – В списке станций этого типа почему-то только одна, еще не открытая, «Дунайская». Станций «Беговая» и «Новокрестовская», которые по конструктиву идентичные, здесь нет.
8.2 – Зеленым цветом показаны колонны, которые на станциях такого типа фактически есть, а на юбилейном жетоне – отсутствуют. Существующие колонны же расположены на некотором расстоянии от края платформы.
8.3 – А это просто рассуждение. Появятся ли витражи на этой станции? В свете последних событий со строительством этой линии – не факт…


09. Станции закрытого типа с боковыми платформами

Вот куда делись «Беговая» и «Новокрестовская»… По факту же, у них абсолютно такой же конструктив, как и у «Дунайской». Всё тот же монолит, колонны, способ строительства. Имеются различия в количестве пролетов и геометрии станций, но это несущественно. Боковые двери, расположенные, по краю платформы, конструктивным элементом этих станций не являются.
Схема, которая нарисована на этом жетоне, быть может, будет принадлежать станции «Зоопарк» - там проектируются и колонны по краю платформы, и по центру станции колонны отсутствуют. Но строительство этой станции – дело не самого ближайшего времени.


Такая вот коллекция жетонов от Петербургского Метрополитена. Категории станций даны то по тёплому, то по мягкому. Явно не хватает профессионального вопроса и проработки. Раньше этим мог заниматься прекрасный специалист nomernoy. Но, к сожалению, теперь он отношения к этим вопросам не имеет.
Стоимость юбилейных жетонов при этом не маленькая. Набор в коробке можно купить за 2700 руб, а если брать по-отдельности, то одна штука обойдется уже в 390 руб...

В заключении, я бы предложил свою категоризацию станций Петербургского метро:
1. Пилонные станции;
2. Колонные станции глубокого заложения;
3. Стеновые станции («горизонтальный лифт»);
4. Односводчатые станции;
5. Наземные станции;
6. Станции мелкого заложения сборные (колонные);
7. Станции мелкого заложения монолитные (колонные).

PS: В категоризации Петербургского метрополитена не учтена станция «Дачное», которая была бы «наземной станцией с островной платформой».

Как то так.
А какие еще ошибки нашли Вы? В чем я могу быть не прав?

Comments 
31st-May-2019 05:34 am (UTC)
Не смотря на огрехи, очень хорошая идея и замечательная серия.

Что касается недочетов. все-таки это не специализированная литература и не может служить в качестве пособия. Для подавляющего большинства людей это все вообще тарабарщина. Легкое повышение кругозора. И слова "кабельканалы" они не знают. Да и по чесноку, чем меньше народа про их расположение знает тем лучше.
31st-May-2019 07:45 am (UTC)
Не соглашусь. Количество косяков запредельное.
А с учетом того, что такая непроверенная серия выходит в массы...
Но таки да, большинству вообще безразличны эти типы станций, а для кого различия есть - для тех это именно трэш.
31st-May-2019 04:03 pm (UTC)
Григорий, твоему занудству пою я песню! Дельно.
This page was loaded Oct 19th 2019, 12:09 pm GMT.