Grigory Egorov (krisha0703) wrote,
Grigory Egorov
krisha0703

Categories:

Типы станций Петербургского метрополитена – новая серия Юбилейных жетонов

27 мая 2019 года поступила в продажу новая серия юбилейных жетонов, посвященная типам станций Петербургского метрополитена.
В этом посте мы ознакомимся с девятью их видами.
Как человек, имеющий профильное образование по части метрополитена, позволю себе дать и некоторые комментарии по качеству категоризации и визуализации этой серии жетонов.

01. Станции пилонного типа.

С этими станциями всё понятно, их сложно с чем-то перепутать.
Но одно замечание есть: 1.1 – в подплатформенных помещениях этих станций проходит кабельный коллектор, заливать эту область серым цветом, как будто там бетон – неверно. Станции внутри этого типа можно разделить на станции с центральным залом на всю длину станции и на станции с укороченным центральным залом. В список станций этого типа также вписан и не открытый «Проспект Славы». Если еще занудствовать, то есть пилонные станции с чугунной обделкой, с железобетонной обделкой, и даже одна или несколько станций совмещенных чугунно-железобетонных. Но, понятно, что для данной категоризации это несущественно.


02. Станции колонного типа

Здесь уже начинается лютый трэш
2.1 – Колонны станций этого типа располагаются по линии пересечения обделок боковых и центрального тоннелей, а никак не в каком-либо другом месте.
2.2 – Колонны по самому краю платформы тоже не делают. Мало того, строительными нормами установлена даже минимальная ширина платформы между колонной и краем платформы.
2.3 – Подплатформенная зона станции используется для служебных помещений, но никак не забетонирована.
2.4 – Некоторые специалисты выделяют станцию «Крестовский» остров» в отдельную категорию – колонно-пилонную станцию. Это единственная станция колонного типа, с колоннами и ригелями из сборного железобетона, которые по условиям прочности получились весьма массивными. На всех остальных колонных станциях глубокого заложения в нашем городе колонны и ригели выполнены из металла.
2.5 – Да, желательно говорить «колонная станция глубокого заложения», потому что в станциях мелкого заложения тоже колонны имеются 😊.
2.6 – Выделяются еще подкатегория колонно-стеновых станций, в частности «Комендантский проспект», «Звенигородская», «Международная».


03. Станции закрытого типа без боковых платформ


3.1 – Если ранее категоризация шла по конструктиву станций, то здесь уже перешли на категории по виду платформ, что для конструктивного типа станции весьма несущественно.
3.2 – Стандартное замечание про отсутствие подплатформенных помещений
3.3 – Если придираться – так до конца! Контур поезда никак не должен касаться обделки тоннеля!
3.4 – Да и вестибюль на блистере совсем не в кассу – можно сделать целую отдельную классификацию по типам вестибюлей! Но, очень хочется надеяться, что метрополитен до такого извращения ради прибыли не дойдет…
3.5 – Станции такого типа – фишка Петербурга. И их тип часто называют как «горизонтальный лифт», жаль, что на жетоне эта информация не отображена. А если исходить чисто из конструктива, это обычная стеновая станция глубокого заложения, т.е. от колонной станции она мало чем отличается.


04. Станции односводчатого типа

Тут вроде все в порядке, кроме п 4.1 – подплатформенных помещений.
И еще, в списке односводчатых станций я, почему-то, не нахожу «Спортивную»…


05. Односводчатые двухъярусные станции

Вот куда подевалась «Спортивная» - ее вынесли в отдельный тип станции. Хотя по конструктиву и работе конструкции  - это всё тот же односвод, только с большими размерами выработки. Замечание 5.1 следующее: такая станция у нас одна, а их тип написан в множественном числе. Хотя, вторая станция такого типа планировалась, таким должен был стать «Обводный канал».


06. Наземные станции с боковыми платформами

6.1 – В принципе, схема станции похожа на оригиналы, но есть одно «но» - перекрытия наземных станций Петербурга – горизонтальные. Здесь же на схеме изображена типичная московская станция с Филёвской линии, да еще и с дорисованной крышей
6.2 – Все наземные станции в Петербурге – конечные, и между путями есть служебный мостик для машинистов. На конструктив и категоризацию оно не влияет, но всё же 😊


07. Трехпролетные станции

В первую, очередь я бы написал, что это тип станции мелкого заложения. Во вторую, что это станция из сборных элементов и построена в открытом котловане. И лишь только в последнюю очередь считал бы количество пролетов… Служебных помещений, вернее, кабельного коллектора (7.1) здесь также нет… Верхнее перекрытие таких станций чаще всего делают ровным, а не ступенчатым. Так что на жетоне - колонная станция мелкого заложения из сборных элементов.


08. Станции с боковыми платформами

Здесь опять вместо категоризации по конструктиву идет сравнение по расположению платформы. По факту это станция мелкого заложения из монолитного железобетона, сооружена методом «top-down».
8.1 – В списке станций этого типа почему-то только одна, еще не открытая, «Дунайская». Станций «Беговая» и «Новокрестовская», которые по конструктиву идентичные, здесь нет.
8.2 – Зеленым цветом показаны колонны, которые на станциях такого типа фактически есть, а на юбилейном жетоне – отсутствуют. Существующие колонны же расположены на некотором расстоянии от края платформы.
8.3 – А это просто рассуждение. Появятся ли витражи на этой станции? В свете последних событий со строительством этой линии – не факт…


09. Станции закрытого типа с боковыми платформами

Вот куда делись «Беговая» и «Новокрестовская»… По факту же, у них абсолютно такой же конструктив, как и у «Дунайской». Всё тот же монолит, колонны, способ строительства. Имеются различия в количестве пролетов и геометрии станций, но это несущественно. Боковые двери, расположенные, по краю платформы, конструктивным элементом этих станций не являются.
Схема, которая нарисована на этом жетоне, быть может, будет принадлежать станции «Зоопарк» - там проектируются и колонны по краю платформы, и по центру станции колонны отсутствуют. Но строительство этой станции – дело не самого ближайшего времени.


Такая вот коллекция жетонов от Петербургского Метрополитена. Категории станций даны то по тёплому, то по мягкому. Явно не хватает профессионального вопроса и проработки. Раньше этим мог заниматься прекрасный специалист nomernoy. Но, к сожалению, теперь он отношения к этим вопросам не имеет.
Стоимость юбилейных жетонов при этом не маленькая. Набор в коробке можно купить за 2700 руб, а если брать по-отдельности, то одна штука обойдется уже в 390 руб...

В заключении, я бы предложил свою категоризацию станций Петербургского метро:
1. Пилонные станции;
2. Колонные станции глубокого заложения;
3. Стеновые станции («горизонтальный лифт»);
4. Односводчатые станции;
5. Наземные станции;
6. Станции мелкого заложения сборные (колонные);
7. Станции мелкого заложения монолитные (колонные).

PS: В категоризации Петербургского метрополитена не учтена станция «Дачное», которая была бы «наземной станцией с островной платформой».

Как то так.
А какие еще ошибки нашли Вы? В чем я могу быть не прав?

Tags: Петербург, жетон, метро
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments