?

Log in

No account? Create an account
Grigory Egorov
Бедная "Ласточка" 
27th-Jan-2013 01:42 am

В этом посте пойдет рассказ о электропоездах Сименс Дезиро Рус (Siemens Desiro Rus) "Ласточка" (ЭС1), которые с 23 января 2013 года стали выполнять регулярные рейсы с пассажирами по сети ОАО "РЖД".
Поезда Siemens Desiro Rus, в первую очередь, закупаются для обеспечения перевозок при проведении Олимпиады 2014-го года в городе Сочи. Так же (в дальнейшем) - для улучшения качества региональных перевозок на сети ОАО "РЖД".
Электропоезд Siemens Desiro Rus - двухсистемный, высокопольный, пятисекционный (пятивагонный). Конструкционная скорость электропоезда - 160 км/ч. Такие электропоезда могут эксплуатироваться в сцепке из двух составов - итого 10 вагонов.
С 23 января 2013 г. началась эксплуатация данных электропоездов с пассажирами по маршруту Санкт-Петербург - Бологое/Великий Новгород. Таким образом, от станции Санкт-Петербург-Главный до станции Чудово следуют два сцепленных пятивагонных поезда. В Чудово происходит расцепка (на обратном пути - сцепка) поездов и далее каждый из поездов следует своим маршрутом - до Великого Новгорода или до Бологое. 

Подробнее с порядком следования нового электропоезда, со схемой вагонов, расписанием и т.п. можно ознакомиться в нижевыложенных документах - частично отсканированных буклетах ОАО "РЖД" о запуске скоростного электропоезда "Ласточка" (они кликабельны).

01. Общая информация об электропоезде "Ласточка", первом маршруте его следования и порядке покупки билетов


02. Расписание электропоездов "Сапсан" и "Ласточка"


03. Схема полигона обращения скоростных поездов ОАО "РЖД" и стоимость проезда на "Ласточке" по маршруту Петербург - Бологое/Великий Новгород


04. Схема вагонов электропоезда "Ласточка".


На настоящее время я совершил две поездки на электропоездах "Ласточка".
23 января 2013 г, в день открытия движения этих электропоездов, я ехал в ЭС1-009 от Тосно до Петербурга, а уже 26 января 2013 г. была совершена поездка в электропоезде ЭС1-012 по полному маршруту от Петербурга до Великого Новгорода и обратно.

Сразу скажу - я ожидал от нового электропоезда много большего. Поэтому, и такое название этого поста. Так же, в силу специфики своей работы, я привык многие вещи рассматривать критически. Не обошел я вниманием и этот поезд, рассматривая его с точки зрения очень придирчивого пассажира. Некоторые оценки основаны на опыте поездок в поездах аналогичного класса страна Европы и даже Республики Беларусь.
Итак, начинаем.
Сначала несколько фотографий общего вида электропоезда ЭС1 "Ласточка" снаружи.

05. Сплотка из электропоездов ЭС1-009 и ЭС1-010 на станции Санкт-Петербург-Главный (Московский вокзал) после прибытия из первого рейса с пассажирами из Бологое и Великого Новгорода. 23 января 2013 г.


06. Электропоезд ЭС1-012 на станции Новгород-на-Волхове. 26 января 2013 г.


Ну а теперь перейдем к оценке электропоезда.
Электропоезд высокопольный. Понятно, что основные полигоны обращения этих поездов имеют высокие платформы, но в Европейских странах последнее время высокопольных поездов не делают. Да, у "Ласточки" есть штатные выходы на низкие платформы - в виде выдвижной лестницы. Но лестница эта с маленькими ступеньками и с отсутствием каких-либо поручней. Так что олимпийцы, выходящие из этого поезда на низкую платформу, вполне возможно продолжат свое участие уже в паралимпийских играх... Что уж говорить об обычных, особенно пожилых, пассажирах...

07. Обратите внимание на уровень пола поезда и уровень платформы. В Великом Новгороде, в Тосно и на Московском вокзале в вагон поезда приходилось шагать примерно на 30 сантиметров вверх. То ли платформы у нас везде неправильные, то ли сам поезд.


Следующий пункт. Вам необходимо произвести посадку в поезд и, соответственно, найти свой вагон. Вы ищите номер вагона... Интуитивно это делается на электронном информационном табло... ...где Вы номер вагона не обнаруживаете.

08. Наружное информационное табло. На головных вагонах (секциях) отсутствует


09. Номер вагона обнаруживается лишь на одном из окон в середине вагона и выставленный вручную на бумажке.
Скажу сразу, что при прибытии поезда на станцию в темное время суток этой бумажки не видно абсолютно, даже если знать ее местонахождение.
Внутри поезда нумерация вагонов отсутствует как класс и ее узнать невозможно.


Следующий пункт - посадка в вагон электропоезда.
Прибывает поезд, останавливается. Вы идете к ближайшей двери, нажимаете кнопку адресного ее открывания а дверь... ...не открывается. Потому что в составе из 5 вагонов всего два кондуктора и всего две открытых двери (при посадке). Соответственно вам приходится бежать (в условиях минутной стоянки) до ближайшей открытой двери...
Если же оказалось, что кнопка адресного открытия дверей сработала, дверь открылась, но за ней нет кондуктора (дверь почему-то не заблокировали), тут же находится человек, который выставляет Вас из вагона и требует пройти к двери с кондуктором.
Почему в таких поездах нельзя применить Европейскую систему посадки пассажиров во все двери с более поздней проверкой билетов - я ума не приложу. В пользу этого говорят и двери, которые автоматически закрываются через фиксированное время после их открытия. Поэтому, проводнику при посадке пассажиров на вокзале, требуется не только проверять билеты, но и мгновенно по многу раз предотвращать начавшееся закрытие дверей.

10. Одна из дверей электропоезда "Ласточка". По центру двери - зеленая кнопка адресного открывания дверей. Тамбура в поезде отсутствуют, соответственно - и места для курения. Курение в этом электропоезде запрещено, что написано и на билете.


Итак, Вы попали в вагон и начинаете искать своё место.
Сиденья в электропоезде расположены по схеме 2+3. Имеются сиденья как друг напротив друга (их большинство) так и друг за другом (их значительно меньше), плюс - откидные сиденья.
С нумерацией мест проблем я не обнаружил. Номера мест приведены под багажной полкой. Места у окна имеют нечетный номер, все остальные места у прохода, в середине и откидные - четные. Место, располагающееся у окна, помечено соответствующей пиктограммой.
Под полосой с указанием мест есть крючки для одежды. Прелесть этих крючков в том, что их можно передвигать вдоль всего окна в удобное Вам места. Про надежность крючков для одежды скажу лишь то, что мне они оказались недостаточно прочными - эксплуатация покажет.

11. Нумерация мест в вагоне электропоезда "Ласточка", крючки для одежды


Теперь пройдемся немного по составу и посмотрим на салон, некоторые виды мест и на санузел.

12. Салон головного вагона. Головные вагоны поезда предназначены, в том числе, для перевозки лиц с ограниченными возможностями. В вагоне имеется место для расположения инвалидных колясок. В головных вагонах так же размещается огромного размера санузел. На фото - обычная пассажирская часть головного вагона


13. Сиденья, как я уже и говорил, в основном, расположены друг напротив друга, но есть и сиденья друг за другом. Сиденья мягкие, красного и синего цветов, причем расположение разноцветных сидений - хаотичное. Это довольно интересно - глаз не замыливается. Между сиденьями имеются подлокотники. Регулировка положения спинки сиденья отсутствует. Расстояние между напротив стоящими сиденьями, в принципе, позволяют разместиться двум людям средних пропорций. Но если поезд заполнен и все места заняты, то при длительной езде ноги уже не вытянешь - это существенный минус для такого расположения сидений в электропоезде, который планируется эксплуатировать на региональных линиях.


14. Это - откидное место. Пока продажа на такие откидные места закрыта. Но, насколько мне известно, скоро билеты в "Ласточку" будут продаваться и на эти места, причем по обычному тарифу без скидок.


15. Санузел огромного размера - специально для лиц с ограниченными возможностями. Биотуалет, умывальник. Дверь открывается вручную по полукругу. Почему-то при отправлении из Великого Новгорода с санузлом было все нормально, а на пол пути к городу перед входом в него загорелся индикатор "Только для обслуживающего персонала"...


16. Удивительные откидные места - по типу верхней боковой полки у туалета в плацкарте. Мало того, здесь нет окон, так еще и по Вашим ногам будут ходить желающие попасть в туалет. О запахе я наверно промолчу.


17. А это - стеллажи для расположения лыж. Все-таки электропоезда планируется эксплуатировать на зимней олимпиаде.


18. Мусорный ящик рядом с дверьми. Его вместимость - несколько поллитровых бутылок


19. Стенд с информационными буклетами, журналами и газетами. Располагается тоже у дверей, посажен клеем на стеклянную перегородку.


20. Салон промежуточного вагона электропоезда. Здесь располагаются много-много сидячих мест для лиц без ограничения их возможностей.


Плавно перейдем к вопросу информационного оповещения пассажиров.
В каждом вагоне установлено по несколько бегущих строк. На двух языках (русский, английский) на бегущей строке показывается станция назначения, маршрут движения поезда, температура воздуха за бортом, текущее время, дата, скорость движения поезда.
И если при поездке 23.01.2013 из Тосно в Петербург бегущая строка работала замечательно, то по пути в Новгород с оповещением пассажиров были значительные неувязки...
Еще совсем не понятно, почему на такой бегущей строке не написать номер вагона, в котором в настоящее время находится пассажир. Мелочь, а досадно.

21. Бегущая строка в вагоне электропоезда "Ласточка"


При поездке в Новгород 26.01.2013 бегущая строка работала неоднозначно.
Хоть поезд имеет два пункта назначения - Бологое и Великий Новгород, но на бегущей строке указывалось только Бологое, что весьма смущало некоторых пассажиров. После Чудово следующей остановкой была объявлена Малая Вишера. Непосредственно в Великий Новгород, судя по информационному табло, поезд захотел ехать только после расцепки сдвоенного состава по станции Чудово, причем первоначально вообще объявили об отправлении поезда из Чудово в сторону Санкт-Петербурга.
Так же, весь путь и туда и обратно время на информационном табло не соответствовало действительному - отставало от него ровно на два часа...

22. Информационное табло в головном вагоне. Электропоезд следует с максимальной скоростью 160 км/ч.


Сели Вы в поезд и, допустим, Вам необходимо подзарядить мобильный телефон. Розеток в поезде не много - 8 штук на вагон. Но интересно не это, а место расположения этих розеток: смотрим следующую фотографию.

23. Одно из характерных мест расположения розетки в вагоне электропоезда "Ласточка".


Розетка располагается... ...в районе багажных полок. Представим себе розетку, включенный в нее тройник и несколько зарядных устройств... По мне так, количество розеток и их расположение не коррелируются с классном и назначением такого поезда.
Но это ладно. Допустим, вы все-таки воткнули зарядное устройство в розетку, подключили к нему телефон и... ...вам приходится держать его в руках, так как какие-либо столики в этом поезде отсутствуют как класс, а "подоконник" у окна имеет скошенное положение - на них ничего не положить.
В комплексе эти параметры я считаю громадным упущением в конструкции этого поезда по параметру комфортности пассажира и качеству проезда.

24. Нумерация мест, крючки для одежды, молоток для аварийного разбивания окна.



Что еще можно сказать про этот поезд:
1. Между вагонами поезда имеются ручные двери. Для открытия дверей требуется достаточная сила. Неоднократно видел, что эти двери вызывают значительные трудности для их открытия, к примеру, девушкам, или пожилыми людьми.
2. Межвагонные переходы недостаточно герметичны и в них попросту холодно. Так же этот холод распространяется на близлежащую к переходу часть вагона. А так, в принципе непонятно наличие межвагонных дверей - в поезде "Штадлер-Флирт" сочленение герметичное и двери отсутствуют.
3. Пол межвагонного перехода вызывает значительные трудности для перекатки "технологического оборудования" - к примеру, передвижных киосков по продаже кофе, еды и т.п. К этому - необходимость одновременного открытия двух относительно не лёгких межвагонных дверей.
4. Отопление, как и в электропоездах серии ЭД4М, может осуществляться потоком холодного воздуха сидящего у окна пассажира.

В силу приведенных выше причин я бы поставил этому электропоезду оценку "3+".
Конечно, это новая эпоха в развитии движения электропоездов в нашей стране. Но такие поезда приятнее видеть, и они более соответствуют по своим параметрам обычному пригородному движению, а не межрегиональному. С учетом того, что скорость 160 км/ч развивать в нашей стране можно на ограниченном количестве участков, в плюс этому поезду может пойти только его "двухсистемность" - возможность работы от сетей как постоянного, так и переменного тока. На региональных линиях эксплуатация таких поездов на значительные расстояния будет просто неудобной для пассажиров.
Вообще, в этом поезде я бы отметил для себя следующее, возможно не верное, умозаключение - немецкое качество сборки для заказанной не лучшей и во многом вредной российской компоновки (комплектации) состава. Все таки это поезд не Европейского уровня. Он лучше всяких там уже 20 лет назад морально устаревших ЭД4М, но и не то замечательное, что можно было бы получить с относительным минимумом дополнительных затрат относительно "Ласточки".
Ну и уровень "сервиса" от обслуживающего поезд персонала остается на вечном уровне "РЖД". Такая вот "Бедная "Ласточка".

Теперь немного непосредственно про маршрут "Ласточки" Петербург - Великий Новгород.
Стоимость проезда по этому маршруту на "Ласточке" - 400 рублей, что всего на 30 рублей дороже обычной электрички - это просто замечательно. Единственное, что билет приходится покупать по паспорту.
Время ходя поезда от Петербурга до Чудово очень тянутое - смело можно выкидывать минут 20. Максимальную скорость в 160 км/ч, да и вообще скорость выше 130 км/ч поезд развивал лишь на небольшие отрезки времени. Сложилось впечатление, что по такому графику сможет проехать и обычный электропоезд ЭТ2М.

В заключение - несколько билетов на скоростные электропоезда "Ласточка"

25.


Я не претендую на какую-то полноту, непредвзятость этого поста об электропоезде "Ласточка", но у меня впечатление сложилось именно такое. Многие оценки были сделаны исходя из сравнения с электропоездом "Штадлер-Флирт".
Благодарю читателей за внимание :)







Comments 
28th-Jan-2013 07:15 pm (UTC)
Хороший обзор. А какую роль "Ласточке" отводят в Сочи? Связь частей Сочи (Туапсе-Адлер-олимпийский парк/аэропорт)?
28th-Jan-2013 07:21 pm (UTC)
Да, в Сочи "Ласточка" будет перевозить олимпийцев и гостей олиппиады в/из аэропорта, в сторону Красной Поляны и т.п.
28th-Jan-2013 08:29 pm (UTC)
На меня ласточка произвела более приятное впечатление. От Чудово всю дорогу практически ехали 150-160. В салоне везде тепло, сидеть удобно. Табло работало исправно, туалеты работали оба.
С номерами вагонов - я тоже обратил внимание, что их нигде не было. Двери - да, тугие. Места у туалета позабавили. Ну и все прочие косяки - вполне стандартные для ПИДа. Все это связано с тем, что в России, в отличие от Европы, все делается ради чего угодно, но только не для людей. И здесь, я считаю, еще очень хорошо вышло. Не сильно хуже чем в Сапсане :) Представляю, как ПИД ездил по мозгам немецким проектировщикам )))) Не позавидовал бы им :)
7th-Feb-2013 02:28 pm (UTC)
приличный список недоработок
12th-Feb-2013 04:39 am (UTC)
Скорее недоработок притянутых за уши. Например, про розетку, дураку понятно что она так расположена, чтобы заряжать телефон в сумке, которая лежит на багажной полке. Или про запах туалета - пассажиров нет, а запах автор уже учуял.
12th-Feb-2013 09:17 am (UTC)
Думаю, часть претензий всё же обоснована. И устраняема...
12th-Feb-2013 05:28 pm (UTC)
Мне только в дурном сне может приснится предложенный Вами вариант пользования розеткой...
А про туалет, как мне подсказывают люди, ездившие в поезде после меня, населенность достаточная и очередь перед санузлом тоже. Так что незачёт вам.
13th-May-2013 02:16 pm (UTC)
Часть претензий обоснованна, но надо учесть, что Вы ездили в самых первых рейсах, в которые поезда поступали из пусконаладки и детские болезни (как с системой информирования пассажиров) должны выявляться именно в это время. Позабавила фраза про тройник в розетке. :)
12th-Feb-2013 10:27 am (UTC)
я только на 12 фотографии вижу сразу 4 розетки, по одной на каждые 4 сидения, что в целом весьма ок и является большим прогрессом. Но какие лыжи, может быть в сочи это и уместно, но у нас 4 месяца зимы, из которых два идёт дождь. А велосипеды как обычно обделили, хотя велосипеды у нас в стране имеет больше людей, чем автомобили и лыжи вместе взятые.
12th-Feb-2013 05:29 pm (UTC)
Места расположения розеток можно посмотреть на схеме в начале поста. Их не так уже много на весь вагон.
7th-Mar-2013 02:53 pm (UTC)
Интересное описание. А вообще это же банальная электричка, а не поезд - поэтому и нумерации вагонов не предусмотрено и розеток не много, а откидные места, в том числе у туалета, не для того что бы туда билеты продавать, а что бы если человеку тяжело, можно было бы присесть пока ждешь свою очередь отлить.
30th-Mar-2013 06:54 am (UTC) - Роман
Anonymous
По нормам высота пола в электропоезде 1400 мм от рельса (УВГР), а платформа 1100 мм от рельса. Вот и разница 300 мм.
2nd-May-2013 05:30 am (UTC)
Нет ли там мест для провоза велосипедов?
5th-May-2013 08:00 pm (UTC)
Таких мест не замечал. Есть площадки со складными сиденьями вдоль стенок, но и на них продают билеты.
17th-Jun-2013 09:58 am (UTC)
Наткнулся на ваш пост.. Напишу тут.

По сути это поезд пригородного назначения, отсюда откидные места, отсутствие тамбуров, розетки на некоторых местах (нужна розетка - сел к ней) и прочее. Но по старой традиции, независимо от исходного назначения новые поезда, которые лучше чем основная масса, у нас принято ставить на экспрессы. (например тот же безтамбурный ЭМ4, который таки больше на городской автобус похож, чем на самолёт). Поэтому так.

Если рассматривать его как пригородный, то все ваши замечания исчезают. Это я не к тому что поезд хороший или плохой, а к тому, что политика РЖД мне не нравится.
13th-Aug-2013 12:45 pm (UTC) - кресла лицом к лицу на Ласточке
В сентябре пустят Питер -Москва - 5 часов в пути сидеть рожа к роже друг напротив друга, если кто ест - прямо перед тобой, ребёнок капризничает - прямо перед тобой, ногу протянул- прямо на противоположного соседа и т.д. - зачем располагать кресла лицом к лицу? - это не для меня, я лучше на Сапсан, хоть и дороже, но хоть какое-то личное пространство
25th-Jun-2016 12:01 pm (UTC)
Согласен. Но! Тут есть тонкость. Сиденья в Ласточке все разные. И схема расположения в разных вагонах разная. Есть места лицом-к-спине. Проблема в том, что на сайте РЖД при заказе этого не видно. На Яндексе есть хорошая схема Ласточек.
27th-Oct-2013 06:33 am (UTC) - провоз животных
Anonymous
А возможность проезда с животными в таких поездах предусмотрена? или лучше с ними ездить на обычных электричках? (сажать своего среднеразмерного пса чёрти куда в багажник не хоцца).
12th-Nov-2013 07:05 pm (UTC)
Anonymous
Езжу на Ласточке периодически из Москвы в Нижний Новгород. До этого ездил на микроавтобусах. Не скажу, что это супер поезд, но если сравнивать с автобусом, то естественно небо и земля. Всегда беру билет только на откидное место, они мягче и по деньгам дешевле выходит (обычное около 1000, откидное 400). Если получается, беру на 68 место в 6 вагон, оно одно между обычными креслами и стойкой, места хватает чтобы сесть в любую сторону, С зарядкой проблем не возникало, телефоны, планшеты все кладут на багажную полку. Туалет могли бы сделать через вагон, а не один в первом вагоне, второй в последнем. Как то раз ехал, один туалет сломался, очередь собралась на два вагона. Персонал вежливый, когда заходишь в вагон, сразу говорят в какую сторону идти, после посадки помогают найти места тем, кто не разобрался, и во время поездки всегда можно с любым вопросом обратиться. Из Москвы в Нижний с поездами вообще днем беда была, Ласточка стала спасением, хотя лично для меня было бы удобнее если бы она часов в 10, 11 уходила, а не в 14. Да, это не Сапсан, но и цена вопроса даже на основное место ниже. Дорога занимает 4 часа, любой другой поезд едет не меньше 6 часов. Из минусов считаю отсутствие откидных столиков, два туалета на пять вагонов (если поезд забит полностью, то это 443 человека), можно бы и музыку негромко включить, все не так скучно ехать. Мой вердикт Ласточке - БЫТЬ.
14th-Nov-2013 02:44 pm (UTC)
...Можно бы и музыку негромко включить, все не так скучно ехать.

Я категорически против музыки, телевизоров и т.п. через общие громкоговорители в поездах. Либо индивидуальные наушники, либо вообще ничего. Ведь кому-то в дороге хочется поспать и т.д.
20th-Mar-2014 12:48 pm (UTC)
Anonymous
Ездили на Ласточках на олимпиаде:
- оооочень странная нумерация!!!
- однажды попали в вагон который дико ...сложно звук описать... скорее - визгостоноверещание. реально - жуть!!! не могли понять , что это, похоже на пытки кого-то...
- приехали на паралимпиаду и оказалось, что эта "озвучка" уже во многих вагонах((((
8th-Apr-2016 04:15 am (UTC)
Anonymous
Летом Ласточка в Сочи - это позор РЖД. Билеты продаются в неограниченном количестве. Поезд как автобус в часы пик. На промежуточных станциях невозможно войти, все битком. Если выходишь,то пробираться в толпе надо заранее,т.к. большая вероятность остаться в вагоне. Ходит всего один состав. Мы были неприятно удивлены такой поездкой из Сочи в Лоо
3rd-Jun-2016 09:48 am (UTC)
Во времена обычных электричек там было то же самое :)
12th-Jun-2016 09:04 pm (UTC)
Anonymous
Да, еще в ласточках которые катают по Черномрскому побережью Краснодарского края очень холодно летом, особенно вечером ! Такая у них климатическая система - просьбы машинисту всем вагоном сделать потеплее неувенчались успехом. Сказал, что уже стоит на тепло, только вот, что-то когда снаруже + 20 в вагоне +17! Пишу прям сейчас с электропоеда! Ездеем из Лазаревской в Сочи уже неделю и такая конетель постоянно.
Создается впечатление, что машенисты мстят пасажирам, например за то, что многие (особено пожелые люди) нажимают (понезнанию очевидно) кнопку сос которая расположена у туалетов путая с кнопкой открытия двери.. Один раз даже пришла охрана вагона и с криками - "вы уже достали" , попросту закрыли туалет!!! И ехали мы оставшийся час до олимпийского вокзала с одним туалетом, про очередь и возмущение людей я промолчу!
13th-Jun-2016 04:33 pm (UTC)
Anonymous
отвратительный поезд,теснота, коленки упираются в незнакомого человека напротив, сидеть очень неуютно, а места у туалета? я видела места,где должны сидеть люди носом у туалетной ручки и да на эти места они имеют наглость продавать билеты, да и вообще кто придумал,что туалет должен быть в вагоне? убожество,как купить кофе и куда поставить стаканчик с ним- нет уж лучше на простой электричке,чем на этом "комфортабельном" убожестве
This page was loaded Oct 21st 2018, 3:39 am GMT.