Grigory Egorov (krisha0703) wrote,
Grigory Egorov
krisha0703

Category:

Ленинградский блокадный трамвай

Вчера, 15 апреля 1942 года, исполнилось 73 года с момента запуска трамвайного движения в блокадном городе после трехмесячного перерыва.
Несколько фактов о работе трамвая в блокадном городе:
До сентября 1941 года движение трамваев в городе было достаточно стабильным. Но с взятием в кольцо блокады в город стало поступать все меньше и меньше электроэнергии. Соответственно, стало уменьшаться количество трамваев и на улицах города.

Трамвай играл важную роль в эвакуации города. На трамваях, поданных на Дворцовую площадь, проводилась эвакуация коллекции Эрмитажа до железнодорожных станций с последующей перегрузкой в железнодорожные эшелоны. Трамваем эвакуировались и жители города до пунктов отправки эшелонов.

8-го декабря 1941 г. движение трамваев в городе прекратилось. Приказа о закрытии трамвайного движения не было, поэтому долгосрочное отключение электроэнергии большое количество трамвайных поездов встретили на линии, и там и остались до весны 1942 года.

Дата прекращения трамвайного движения в городе точно не установлена. По некоторым данным это 8 декабря 1941 года (прекращение подачи электроэнергии на длительный период), по другим же данным трамвайное движение периодически, небольшим количеством вагонов, осуществлялось вплоть до 3-го января 1942 года, когда были погашены и законсервированы все электроподстанции.

После остановки трамвайного движения в городе, работа трамвайщиков не прекратилась. Ремонтировались вагоны, поддерживалась в рабочем состоянии материальная база, часть работников была отправлена на другие, нужные городу, работы.

В середине февраля 1942 года было принято решение о восстановление движения трамвая в блокадном городе. В первую очередь речь шла о восстановлении грузового трамвая. Этим планам благодаря героизму Ленинградцев удалось сбыться и 7-го марта 1942 года по Загородному проспекту проехал первый грузовой трамвайный состав. Помимо грузового трамвая, в городе по трамвайным линиям ездили и небольшие паровозы.

Зачем нужно было грузовое трамвайное движение в городе? Город в холодную и голодную зиму 1941 – 1942 гг. практически не убирался. Весна – это потепление. А потепление грозило началом эпидемии. Автомобилей в городе практически не осталось, поэтому справиться с решением этого вопроса мог только трамвай, тем более в довоенное время грузовые трамвайные перевозки в городе были очень развиты. Таким образом, с помощью трамвая и жителей город был очищен от зимних нечистот!

15 апреля в блокадном, окруженном со всех сторон городе, было открыто и движение пассажирских трамваев. Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь! Быт горожан несколько упростился – теперь от работы до дома не приходилось ежедневно, в голоде и холоде, ходить пешком. В помощь пришел трамвай!

15 апреля 1942 года на линию вышли трамваи всего по пяти маршрутам. Большее количество маршрутов нельзя было открыть из-за дефицита поступающей в город электроэнергии. Но даже эти пять маршрутов обслуживали все основные направления маршрутной сети. Маршруты проходили из одного конца города в другой через центр: практически в любое место в городе можно было добраться всего с одной пересадкой.

Для горожан запуск трамвая – это счастье, а для немецких войск – полный шок. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

Трамвай постоянно обстреливали, были жертвы как среди работников трамвайного управления, так и среди пассажиров. Как же минимизировать потери? Во-первых, вагоны были подвергнуты строжайшей светомаскировке. Во-вторых, чтобы к трамваям было сложнее пристреляться, периодически переносились места трамвайных остановок из одного места в другое, периодически чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям. В-третьих, для избавления от искрения и нарушения светомаскировки, на вагонах стали устанавливать по два токоприемника (бугеля). В-четвертых, на линии старались выпускать короткие поезда, из одного-двух небольших трамвайных вагонов, чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли вытолкнуть трамвай до исправного участка.

Интересно, но факт: проезд в трамвае во время блокады был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек как и в довоенное время.

Помимо пассажирских и грузовых перевозок, в городе осуществлялись и санитарные трамвайные перевозки. Ко многим больницам были проложены временные трамвайные линии. Санитарные поезда, в основном это переоборудованные трамваи типа ЛМ/ЛП-33, забирали раненных бойцов на передовой и развозили по госпиталям Ленинграда. Вместо сидений в санитарных трамваях в три яруса вдоль стен вагона располагались носилки. Раненых бойцов загружали в вагон через специально созданную торцевую дверь.

Во время блокады в городе можно было услышать следующий диалог
- Как твои дела, как живешь?
- Да как трамвай четвертого маршрута: «поголодаю, поголодаю и на Волково».
В этом диалоге описывается трасса одного из трамвайных маршрутов военного времени: с острова Голодай (ныне остров Декабристов) на Расстанную улицу к Волковскому кладбищу… Такой вот специфический блокадный юмор.

К лету 1943 года трамваи перевозили пассажиров уже по 15-ти маршрутам. Все дело в том, что осенью 1942 года по дну Ладожского озера был проложен кабель, соединяющий наш город с Волховской ГЭС и в города стало поступать больше электроэнергии.

Трамвай, кстати, был единственным видом транспорта в блокадном городе, хотя в довоенное время по городу пассажирские перевозки осуществлялись так же автобусами и троллейбусами. Но автобусы все ушли на фронт, троллейбусная сеть была не особо развита и серьезно пострадала от военных действий, поэтому в перевозке пассажиров был задействован только трамвай.

Во время блокады предполагалось возобновить троллейбусное движение, но не по городским улицам. На зиму 1942 – 1943 годов планировалось построить троллейбусную линию по льду Ладожского озера, то есть на «Дорогу Жизни» предполагалось выпустить для грузовых перевозок троллейбусы – по аналогии с «ледовым трамваем», который эксплуатировался в нашем городе с 1895 по 1910 гг. Но этим планам не суждено было сбыться как минимум по двум причинам. Во-первых, зима 1942 – 1943 гг. была достаточно теплой и к январю 1943 года лёд на Ладоге не встал, а, во-вторых, 18 января 1943 года было прорвано кольцо блокады Ленинграда и построена железнодорожная линия – «Дорога Победы», которая по объему перевозок превосходила «Дорогу Жизни».
Ну а троллейбусное движение в городе было возобновлено 24 мая 1944 года, троллейбусы 4-го маршрута связали район завода Электросила и Адмиралтейство.

В настоящее время в память о блокадном трамвае, о Ленинградцах, ежегодно проходит «Блокадный рейс» на который из Музея Городского Электротранспорта выходят трамваи военного времени.

На этом все. Вообще тема блокадного трамвая очень обширная, интересная и неисчерпаемая.
Tags: Петербург, музей ГЭТ, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments