?

Log in

No account? Create an account
Grigory Egorov
Ленинградский блокадный трамвай 
16th-Apr-2015 06:30 pm
Вчера, 15 апреля 1942 года, исполнилось 73 года с момента запуска трамвайного движения в блокадном городе после трехмесячного перерыва.
Несколько фактов о работе трамвая в блокадном городе:
До сентября 1941 года движение трамваев в городе было достаточно стабильным. Но с взятием в кольцо блокады в город стало поступать все меньше и меньше электроэнергии. Соответственно, стало уменьшаться количество трамваев и на улицах города.

Трамвай играл важную роль в эвакуации города. На трамваях, поданных на Дворцовую площадь, проводилась эвакуация коллекции Эрмитажа до железнодорожных станций с последующей перегрузкой в железнодорожные эшелоны. Трамваем эвакуировались и жители города до пунктов отправки эшелонов.

8-го декабря 1941 г. движение трамваев в городе прекратилось. Приказа о закрытии трамвайного движения не было, поэтому долгосрочное отключение электроэнергии большое количество трамвайных поездов встретили на линии, и там и остались до весны 1942 года.

Дата прекращения трамвайного движения в городе точно не установлена. По некоторым данным это 8 декабря 1941 года (прекращение подачи электроэнергии на длительный период), по другим же данным трамвайное движение периодически, небольшим количеством вагонов, осуществлялось вплоть до 3-го января 1942 года, когда были погашены и законсервированы все электроподстанции.

После остановки трамвайного движения в городе, работа трамвайщиков не прекратилась. Ремонтировались вагоны, поддерживалась в рабочем состоянии материальная база, часть работников была отправлена на другие, нужные городу, работы.

В середине февраля 1942 года было принято решение о восстановление движения трамвая в блокадном городе. В первую очередь речь шла о восстановлении грузового трамвая. Этим планам благодаря героизму Ленинградцев удалось сбыться и 7-го марта 1942 года по Загородному проспекту проехал первый грузовой трамвайный состав. Помимо грузового трамвая, в городе по трамвайным линиям ездили и небольшие паровозы.

Зачем нужно было грузовое трамвайное движение в городе? Город в холодную и голодную зиму 1941 – 1942 гг. практически не убирался. Весна – это потепление. А потепление грозило началом эпидемии. Автомобилей в городе практически не осталось, поэтому справиться с решением этого вопроса мог только трамвай, тем более в довоенное время грузовые трамвайные перевозки в городе были очень развиты. Таким образом, с помощью трамвая и жителей город был очищен от зимних нечистот!

15 апреля в блокадном, окруженном со всех сторон городе, было открыто и движение пассажирских трамваев. Трамвай стал символом веры в Победу и надеждой на жизнь! Быт горожан несколько упростился – теперь от работы до дома не приходилось ежедневно, в голоде и холоде, ходить пешком. В помощь пришел трамвай!

15 апреля 1942 года на линию вышли трамваи всего по пяти маршрутам. Большее количество маршрутов нельзя было открыть из-за дефицита поступающей в город электроэнергии. Но даже эти пять маршрутов обслуживали все основные направления маршрутной сети. Маршруты проходили из одного конца города в другой через центр: практически в любое место в городе можно было добраться всего с одной пересадкой.

Для горожан запуск трамвая – это счастье, а для немецких войск – полный шок. Один из пленных фашистов говорил: «Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! …. Черт возьми,… они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они… пустили трамвай?!»

Трамвай постоянно обстреливали, были жертвы как среди работников трамвайного управления, так и среди пассажиров. Как же минимизировать потери? Во-первых, вагоны были подвергнуты строжайшей светомаскировке. Во-вторых, чтобы к трамваям было сложнее пристреляться, периодически переносились места трамвайных остановок из одного места в другое, периодически чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям. В-третьих, для избавления от искрения и нарушения светомаскировки, на вагонах стали устанавливать по два токоприемника (бугеля). В-четвертых, на линии старались выпускать короткие поезда, из одного-двух небольших трамвайных вагонов, чтобы в случае повреждения контактной сети сами пассажиры могли вытолкнуть трамвай до исправного участка.

Интересно, но факт: проезд в трамвае во время блокады был платный, стоимость проезда составляла 15 копеек как и в довоенное время.

Помимо пассажирских и грузовых перевозок, в городе осуществлялись и санитарные трамвайные перевозки. Ко многим больницам были проложены временные трамвайные линии. Санитарные поезда, в основном это переоборудованные трамваи типа ЛМ/ЛП-33, забирали раненных бойцов на передовой и развозили по госпиталям Ленинграда. Вместо сидений в санитарных трамваях в три яруса вдоль стен вагона располагались носилки. Раненых бойцов загружали в вагон через специально созданную торцевую дверь.

Во время блокады в городе можно было услышать следующий диалог
- Как твои дела, как живешь?
- Да как трамвай четвертого маршрута: «поголодаю, поголодаю и на Волково».
В этом диалоге описывается трасса одного из трамвайных маршрутов военного времени: с острова Голодай (ныне остров Декабристов) на Расстанную улицу к Волковскому кладбищу… Такой вот специфический блокадный юмор.

К лету 1943 года трамваи перевозили пассажиров уже по 15-ти маршрутам. Все дело в том, что осенью 1942 года по дну Ладожского озера был проложен кабель, соединяющий наш город с Волховской ГЭС и в города стало поступать больше электроэнергии.

Трамвай, кстати, был единственным видом транспорта в блокадном городе, хотя в довоенное время по городу пассажирские перевозки осуществлялись так же автобусами и троллейбусами. Но автобусы все ушли на фронт, троллейбусная сеть была не особо развита и серьезно пострадала от военных действий, поэтому в перевозке пассажиров был задействован только трамвай.

Во время блокады предполагалось возобновить троллейбусное движение, но не по городским улицам. На зиму 1942 – 1943 годов планировалось построить троллейбусную линию по льду Ладожского озера, то есть на «Дорогу Жизни» предполагалось выпустить для грузовых перевозок троллейбусы – по аналогии с «ледовым трамваем», который эксплуатировался в нашем городе с 1895 по 1910 гг. Но этим планам не суждено было сбыться как минимум по двум причинам. Во-первых, зима 1942 – 1943 гг. была достаточно теплой и к январю 1943 года лёд на Ладоге не встал, а, во-вторых, 18 января 1943 года было прорвано кольцо блокады Ленинграда и построена железнодорожная линия – «Дорога Победы», которая по объему перевозок превосходила «Дорогу Жизни».
Ну а троллейбусное движение в городе было возобновлено 24 мая 1944 года, троллейбусы 4-го маршрута связали район завода Электросила и Адмиралтейство.

В настоящее время в память о блокадном трамвае, о Ленинградцах, ежегодно проходит «Блокадный рейс» на который из Музея Городского Электротранспорта выходят трамваи военного времени.

На этом все. Вообще тема блокадного трамвая очень обширная, интересная и неисчерпаемая.
Comments 
13th-May-2015 01:57 pm (UTC)
Большое спасибо за рассказ!

Фото с тройником у Электросилы сделано?
13th-May-2015 02:08 pm (UTC)
В районе первого трамвайного парка вроде
14th-May-2015 07:02 am (UTC)
Всё-таки Электросила, изгиба полотна возле первого парка нет.

Кстати, что за тюбинги лежат на переднем плане? Неужели от строительства метро?
14th-May-2015 08:58 am (UTC)
Из тюбингов укрепления строили, так как строительство метро заморозили.
This page was loaded Jul 15th 2018, 7:35 pm GMT.