?

Log in

Grigory Egorov
Узкоколейная железная дорога Гулбене - Алуксне 
6th-Dec-2016 11:57 pm
Сегодня мы отправимся в путешествие по узкоколейной железной дороге Гулбене - Алуксне. Дорога эта находится в Латвии и примечательна тем, что на ней сохранилось регулярное пассажирское движение!

Итак, в путь!

Путь мы начинаем из Риги. Едем в Гулбене на дизель-поезде. Вообще дизеля в Гулбене ходят достаточно редко - один-два раза в месяц, по особому назначению. В тот день как раз такое "особое назначение" имелось, и я отправился в путь!

01. Станция Гулбене имеет одновременно пути колеи 1520 мм и 750 мм.


02. Рига. Дизель-поезд на Гулбене. Кроме расписания на стенде вокзала ничего об этом поезде не напоминало - ни информационные табло, ни звуковое оповещение на вокзале...


03. Но поезд был найден, посадка произведена и четырехчасовой путь в теплом вагоне прошел практически незаметно!


04. В Гулбене дизель-поезд привез всего пять человек - машиниста, помощника машиниста, двух кондукторов и меня.


В дни, когда поезд не ходит, а их большинство, в Гулбене можно доехать на автобусе, но это дороже и дольше. Автовокзал находится по другую сторону здания железнодорожного вокзала...

05. Начинаем путешествие по станции, которая имеет пути узкой и широкой колеи. До отправления узкоколейного поезда в Алуксне - еще полтора часа!


06. Ширококолейный паровоз рядом с депо Гулбене. Один из немногих в Прибалтике.


07. А вот и гвоздь программы - паровоз ГР №319.


08. Поезда с паровозом ходят по узкоколейке пару раз в месяц летом и около раза в месяц осенью - весной. По причине паровозного рейса и был в тот день назначен дизель-поезд из Риги в Гулбене. Меня пугали огромным количеством народа на этом мероприятии, но здесь оказалось... ...практически пусто! Видимо вчерашний снег и мороз в начале ноября сделали свое дело!


09. Уникальный в своем роде поворотный круг - с совмещенной колеей 1520/750 мм.


10. Тепловозы Камбарского завода в депо Гулбене. При депо, кстати, имеется небольшая гостиница, имитирующая в номерах комнаты отдыха локомотивных бригад позднесоветского времени. Так что, здесь можно жить рядом с живыми раритетами, пропитываясь их запахами и звуками!


11. Грузовой узкоколейный подвижной состав


12. И еще... На переднем плане - вагон-снегоочиститель.


13. Здание вокзала станции Гулбене. Раньше здесь кипела жизнь и сходилось несколько линий узкой и широкой колеи. По широкой колее можно было уехать в Пыталово, Иерики и Плявиняс, сейчас сохранилось только последнее направление. Узкоколейка тоже проходила через станцию в разные стороны.
Теперь же здесь запустение..


14. Внутри вокзала... Отреставрировано и пустынно... Вокзал является памятником архитектуры государственного значения. Вообще, в Латвии, несмотря на постсоветский распад железнодорожного сообщения, сохранилось в хорошем состоянии огромное количество железнодорожных вокзалов на главных и второстепенных станциях, в отличии, к примеру, от соседней Эстонии.


15. Паровоз неспешно переезжает из депо к пассажирскому составу...


16. Прицепляется к вагонам...


17. Скоро мы отправимся в путь по узкоколейке, протяженностью 33 километра! Этот путь поезд преодолевает за полтора часа. Это с тепловозом, с паровозом - чуть дольше. Когда-то давно протяженность этой узкоколейки составляла 212 километров и она проходила по маршруту Стукмани — Гулбене — Алуксне — Валка.
В 70-е годы узкоколейке стало трудно конкурировать с автотранспортом. Участки дороги постепенно закрывались. В 1984 году железной дороге присвоили статус технического памятника. Несмотря на это, движение по дороге в те годы полностью прекратилось, но в 1987 году, после обновления подвижного состава и некоторого ремонта пути, пассажирское движение было открыто вновь.


18. Таблички на паровозе Гр №319. Паровоз построен на локомотивном завод им. К.Маркса, Германия, в 1951-м году.


19. Занимаем места в вагонах и отправляемся в путь..


20. Вокзал на станции (остановочном пункте) Умерниеки


21. Станция Папарде. Здесь паровоз заправляется водой из водонапорной башни и, по совместительству, гидроколонки!


22. Вскоре прибываем на конечную точку маршрута - станцию Алуксне.


23. Производятся маневры по перестановке локомотива.


24. Северная горловина станции Алуксне. До 1970-го года узкоколейные поезда следовали дальше - в Валгу.


25. Три вагона на станции Алуксне


26. Здание вокзала со схемой узкоколейки


27. А паровоз, между тем, подъезжает к вагонам с другой стороны.


28. Южная горловина станции Алуксне, путь в сторону Гулбене.


29. В обратную сторону паровоз едет под поездом тендером вперед. В праздничный день поезд состоит из трех вагонов - двух вагонов Демиховского завода ("скотовозок-демиховок") и одного Пафавага ("Польки").


30. Салон демиховского вагона с барной стойкой.


31. Салон вагона "Пафаваг". Я о нем уже рассказывал!


32. И еще один демиховский вагон, но с нештатными мягкими сиденьями. Качество и комфорт проезда в Советском и Польском вагонах, конечно, различается на порядок...


33. Аутентичные светильники и лючки вентиляции...


34. На обратном пути вновь заправляемся водой в Папарде. Уже холодает и темнеет...


35. В гордом одиночестве наслаждаюсь видами за окном...


36. И вот мы опять в Гулбене!


37. Паровоз осаживает вагоны от перрона и уезжает в депо.


38. Праздничный паровозный рейс окончен!


39. В следующий рейс с пассажирами отправляется уже поезд в составе одного вагона... Народу, пользующегося узкоколейкой, не особо много.


40. А дизель-поезд из Риги всё это время стоит в Гулбене и ожидает обратной дороги.


41. Купив сувениров узкоколейки и немного еды в бане при депо (магазины вблизи узкоколейки отсутствуют) прощаюсь с Гулбене и в качестве единственного пассажира погружаюсь в обратный поезд в сторону столицы Латвии...


42. А вот еще два билета.
Левый - на поездку по узкоколейке в направлении "туда" и "обратно".
А правый билет куплен уже в дизель-поезде Гулбене - Рига. Билет с ручным заполнением, хотя на остальных (регулярных) маршрутах выдаются обычные печатные билеты.


Таким насыщенным и интересным был ноябрьский день в Гулбене!
В заключении - ссылка на сайт узкоколейной железной дороги Гулбене - Алуксне.
http://www.banitis.lv/rus/index.htm
Рекомендовано к посещению!
Comments 
6th-Dec-2016 09:09 pm (UTC)
Спасибо за пост :)
Демиховский вагон с новыми сиденьями совсем недавно отремонтировали, судя по всему. Летом его ещё не было. И да, летом не заправляли паровоз водой в Папарде, а заправляли из пожарной машины (!) в Алуксне. Хотя это может зимняя особенность, когда паровозу больше воды нужно. Людей тоже летом было много. А на праздник Банитиса было не просто много, а дико много. Нас человек 6 в тамбуре ехало до станции, на которой концертная площадка была :) Зато пассажиров прямо в пути поили самогонкой, а на закусь давали бутерброды со шпротами.
13th-Dec-2016 12:06 pm (UTC)
Дизель-поезд на Гулбене ходит четыре раза в год.

3 сентября был заполнен, хоть и не под завязку, а вот узкоколейный поезд реально брался штурмом.
http://infojd.ru/dop/poezdka2016ltlv-1.html
Сейчас пустой, ну понятно - зимой нечего там делать и дорога зимой только одна - в международный аэропорт.


Гулбене было узлом четырёх направлений, так что огромный вокзал там так же логичен, как в Новосокольниках, например.

Спятившие власти два из четырёх направлений разрушили.
6th-Dec-2016 09:10 pm (UTC)
Я был там прошедшим летом, специально подстраивался под паровозик.
Больше всего поражает огроменное здание вокзала...
Паровозы летом ходят каждые две недели и далеко не под все паровозные рейсы назначаются дизель-поезда с "большой железки".
Вагонов было 4, из низ 3 - под тургруппы и только 1 - для всех случайных желающих.
Тургруппы были как на полный круг, так и "до следующей остановки", где они забирались автобусами, а вместо них освободившийся вагон занимался новой тургруппой.
Были и "стреляные" - скорее всего из Германии и иже сними, ездили на своей машине от переезда/станции к переезду/станции и фотографировали и снимали на видео наш паровозик с вагонами, и на пути туда, и на пути обратно.

И ещё: летом в вагонах открыты форточки. Я ехал под паровозом второй раз в жизни и... первый раз был несколько раз обожжён искрами, успевавшими пролететь от трубы до вагонной форточки и удачно приземлиться мне на руки, шею.
6th-Dec-2016 09:20 pm (UTC)
Не подскажете, как можно отследить назначение дизеля Рига - Гулбене? Он в каждый паровозный день Банитиса ходит, или нет? Пытался на сайте pv.lv найти - не смог.
7th-Dec-2016 06:20 am (UTC)
На вокзале в Риге в расписании на стенде даты курсирования этого поезда указаны, плюс на приведенном Вами сайте дней за 10 до отправления фактическое расписание появляется.
7th-Dec-2016 11:31 am (UTC)
Порадовали камбарские тепловозики, с наших краёв:)
21 фото как вообще сказка.
Так и не понял, что за праздник был, по которому включили паровоз?
13th-Dec-2016 12:08 pm (UTC)
Дизель-поезд на Гулбене ходит четыре раза в год.

3 сентября был заполнен, хоть и не под завязку, а вот узкоколейный поезд реально брался штурмом.
infojd.r u/dop/poezdka2016ltlv-1.html
Сейчас пустой, ну понятно - зимой нечего там делать и дорога зимой только одна - в международный аэропорт.


Гулбене было узлом четырёх направлений, так что огромный вокзал там так же логичен, как в Новосокольниках, например.

Спятившие власти два из четырёх направлений разрушили.
This page was loaded Jul 28th 2017, 5:07 pm GMT.