?

Log in

No account? Create an account
Grigory Egorov
Дизель-поезда Dm8 и Dm9 
24th-Aug-2016 12:14 am

Сегодня мы поговорим о финских дизель-поездах серий Dm8 и Dm9, которые с 1964 по 1990 годы эксплуатировались на железных дорогах Финляндии.
Почему же речь пойдет сразу о двух моделях поездов? Все дело в том, что эти поезда имели абсолютно одинаковые технические характеристики, а различались лишь салоном.

Поезда Dm8 предполагались для дальнего сообщения, а Dm9 - для пригородного.

01. Дизель-поезда Dm9 в депо Хаапамяки


Но теперь обо всем по порядку!

Дизель-поезда Dm8 и Dm9 производились на заводе Valmet (г. Тампере) в 1964-1965 и в 1965-1966 годах соответственно. Предназначались они для организации пассажирских перевозок на неэлектрофицированных железнодорожных линиях, а электрификация финских железных дорог в те годы только начиналась.

02. Состав из трех поездов Dm8/Dm9 на станции Оулункюля, 1984 г.


Для начала посмотрим технические характеристики этих двух моделей дизель-поездов!

Дизель-поезд Dm8
Количество выпущенных поездов - 12;
Максимальная скорость - 140 км/ч;
Вес - 133 т;
Длина - 78 700 мм;
Ширина - 3 074 мм;
Высота - 4 450 мм;
Осевая формула - B'2'+2'2'+2'B';
Нагрузка на ось (максимальная) - 15,5 т;
Диаметр колеса - 920 мм;
Тип передачи - автоматическая Self-Changing Gears 19D/CA3;
Двигатель - 2 × F.A. Isotta Fraschini e Motori Breda D19/SC12P;
Мощность - 753 кВ.

03. Хельсинки, конец 1960-х


Дизель-поезд Dm9
Количество выпущенных поездов - 12;
Максимальная скорость - 140 км/ч;
Вес - 128,8 т;
Длина - 78 700 мм;
Ширина - 3 074 мм;
Высота - 4 450 мм;
Осевая формула - B′2′+2′2′+2′B′;
Нагрузка на ось - 15,2 т;
Диаметр колеса - 920 мм;
Тип передачи - автомат Self-Changing Gears 19D/CA3;
Двигатель - 2 × F.A. Isotta Fraschini e Motori Breda D19/SC12P;
Мощность 753 кВ.

04. Дизель-поезд Dm8-5017/5018, 1985 г.


Как видно, поезда лишь немного различались по массе, что было связано с компоновкой салонов под дальнюю/пригородную версию.

05. Пульт управления поездом


Поезда серий Dm8 и Dm9 состояли из трех вагонов.
Головные вагоны поездов Dm8 имели нумерацию 5001-5024, промежуточные (обозначались как CEikv) 5501-5502.
Нумерация Dm9 была аналогичной: 5101-5124 - головные вагоны, 5601-5612 - промежуточные.

06. Савонлинна, 1970-е годы


Дизель-поезда Dm8 для своего времени были самыми быстрыми и комфортными поездами дальнего сообщения. С момента постройки они поступили в депо Хельсинки и работали на маршрутах в Тампере, Вааса, Оулу, Ювяскюля, Куопио, Савонлинна и Йоэнсуу. Поезда имели салоны двух классов, половина промежуточного вагона была отдана под ресторан. Мест первого класса было 22, а второго - 178.

07. Сдвоенный дизель-поезд


Дизель-поезда Dm9 после выпуска работали как пригородные на участках Хельсинки - Рийхимяки и Хельсинки - Киркконумми. Но эксплуатация этих поездов в пригородном сообщениии была недолгой - всего один год. Начиная с 1966 года дизель-поезда Dm9 выходят на дальние маршруты: из Хельсинки в Турку, Савонлинна, Ювяскюля и Куопио. Салон поезда состоял только из мест второго класса, их было 232.

08. Поезд Dm9-5104/5103 в Турку


В начале 70-х годов поезда Dm9 проходят реконструкцию и их вид (в первую очередь, салоны)  приводится полностью к поездам типа Dm8, с тех самых пор две рассматриваемые модели поездов начинают работать на одних и тех же направлениях: из Хельсинки в города Турку, Ювяскюля, Пори, Вааса и Савонлинна.

09. Поезда Dm8/Dm9 в рекламе и расписаниях


Часто на линию выходили многосоставные поезда - по схеме можно было объединить в один поезд три состава Dm8/Dm9, таким образом, поезда могли состоят из трех, шести или девяти вагонов.

10. Дизель-поезд на станции Punkasalmi, линия Савонлинна - Париккала, 1986 г.


Двигатели поезда, мощностью 505 лошадиных сил, располагались под полом моторных вагонов. Это были первые в Финляндии и в мире дизель-поезда с автоматической коробкой передач, управление поезда было электронным. Коробка передач имела три позиции. Тип передачи - гидравлическая.

11. Дизель-поезд Dm9-5121, 1983 г.


В 1980 году поезда Dm8 и Dm9 начали выводить из эксплуатации. Последний поезд Dm8 вышел в рейс в 1987 году, а поезда Dm9 завершили эксплуатацию 26 мая 1990 года. Последний маршрут их работы - Турку - Уусикапунки.

12. Дизель-поезда Dm9 в депо Хаапамяки, 2016 г.


По два поезда обеих моделей было решено сохранить для музея.
Но поезда Dm8 стояли на базе запаса подвергались нападениям и разграблениям вандалами, а в 2008 году на поезд рухнула крыша ангара, в котором он стоял. Поезд получил серьезные повреждения и восстанавливать его посчитали нецелесообразным.
Два поезда модели Dm9 в настоящее время находятся в депо Хаапамяки, где производится их реставрация и восстановление. Все свежие фотографии поезда, приведенные  в этом посте как раз там и сделаны!.

13. В Хаапамяки сохранено два последних поезда серии Dm9


Что еще можно сказать про эти поезда? Было у них свое сленговое название - морковка. Название понятное - поезда красились в оранжевый цвет с кремовой юбкой.

14. Вид на головной вагон поезда


Кузов поезда - стальной, выполненный с помощью сварки.
Освещение - люминисцентное.
Двери - створчатые, есть проемы как на две, так и на четыре створки.
Туалеты поезда оборудованы отоплением, зеркалами и горячим водоснабжением.
До скорости 80 км/ч поезд разгоняется за 86 секунд, а до 100 км/ч - за 148 секунд.

15. Поезда сейчас проходят вялотекущую реставрацию.


Давайте теперь посмотрим на два последних поезда Dm9 по состоянию на август 2016 года!

16. Дизель-поезда и паровоз в одном кадре!


17. Лобовая часть вагона.


18. Напомню, в Хаапамяки, во-первых, находится железнодорожный музей, а во-вторых, депо, в котором отстаивается/сохраняется старый железнодорожный подвижной состав.


19. Салон второго класса


20. Пустой салон, находящийся в процессе реставрации. Видны люминисцентные светильники.


21. В следующем вагоне должен быть ресторан!


22. Переходим в салон первого класса!


23. Мягкие и удобные кресла!


24. Кресло и запчасти


25. Крючки для одежды и динамик


26. Кабина поезда, вид на кабину следующего поезда.


27. Кабина сейчас разукомплектована, но многие приборы/запчасти лежат в салоне рядом


28. Вид на место машиниста. Вообще кабин находится на некотором возвышении относительно пассажирского салона.


29. Вид сбоку на промежуточный вагон поезда.


30. Его номер и обозначение


31. Старый подвижной состав в Финской глуши...


32. И до сюда добрались граферы...


33. Метельник одного из головных вагонов.


34. Двустворчатая дверь вагона...


На этом знакомство с дизель-поездами Dm8 и Dm9 мы завершаем!

При подготовке поста использовалась информация из финской версии "Википедии", а также  информация и фотографии из книги "VR Suomi - Dieselien aikaan".
Выражаю признательность за помощь в подготовке поста Марии aka brebrebremze.


Конец :)

Comments 
24th-Aug-2016 02:08 am (UTC)
Дизайн характерный, чувствуется американское наследие.
4th-Feb-2017 01:06 pm (UTC)
Это и у шведов было, на М61 посмотри. Кстати, совершенно непонятно, почему - штатники в то время уже перешли к рубленому дизайну.
4th-Feb-2017 04:25 pm (UTC)
Ну М61 - это классика :) Видимо, в Европе этот дизайн считался модным...
24th-Aug-2016 07:20 am (UTC)
С одной стороны, жалко, конечно, когда такие классные штуки гниют, но с другой стороны - в таких кадрах есть своя романтика
4th-Feb-2017 01:04 pm (UTC)
Интересна конструкция сцепного устройства. Шарфенберг с заглушкой?
This page was loaded Dec 12th 2017, 9:57 am GMT.