?

Log in

Grigory Egorov
Санкт-Петербург. Музей Городского Электротранспорта 
11th-Feb-2013 12:46 am

В нашем городе много музеев. Один из них - Музей Городского Электротранспорта. Находится он на Среднем проспекте В.О., д.77 на территории бывшего трамвайного парка №2 им. Леонова.
В настоящее время музей открыт для посещения всеми желающими.
По состоянию на февраль 2013 г. музей работает со вторника по воскресенье. Вход в музей на экскурсию осуществляется четыре раза в день: в 10:00, 11:30, 14:00 и в 16:00. Стоимость посещения музея - 250 рублей для взрослых, 70 руб - для льготных категорий граждан (школьники, студенты дневной формы обучения, пенсионеры, работники ГЭТ), дети до 5 лет - бесплатно. В музее разрешена фотосъемка. 
Музей обладает уникальной экспозицией, включающей в себя трамваи и троллейбусы, которые в разные годы эксплуатировались на улицах нашего города.
Очень часто я сталкиваюсь с точкой зрения, что "Музей трамваев" - это скучно.
В данном посте я постараюсь опровергнуть этот тезис и приглашаю Вас в экскурсию на музей! Моя задача - привлечь Ваше внимание к музею, поэтому подробного описания экспозиции и музейных экспонатов здесь не будет.
Чуть ниже будет много фотографий, а так же причин, почему этот музей обязательно следует посетить - что вы в этом музее узнаете, уважаемые мои читатели!



01. Вагон конки (реплика). Конка открылась в нашем городе в 1863 году - 150 лет назад. А какие виды общественного транспорта существовали в нашем городе до этого?


02. Салон одноэтажного вагона конки. Были также двухэтажные вагоны конки. Как назывался второй этаж конки и почему на него не допускали женщин, несмотря на более низкую стоимость проезда?


03. В 1907 году, 29 сентября, в нашем городе открылось трамвайное движение, открывали его Английские вагоны фирмы "Бреш" (на фото, реплика).
Какие условия проезда в трамвае существовали, почему вход в трамвай осуществлялся через заднюю дверь, а выход через переднюю? А Вы знаете, что можно было ехать в трамвае в салоне первого класса?


04. Салон вагона "Бреш". Где сидел кондуктор и как он взаимодействовал с водителем со своего рабочего места?


05. Это уже советский вагон Путиловского (ныне - Кировского) завода. Трамвайный вагон МС-1, или, в переводе с аббревиатуры "Моторный Стальной". Почему вдруг в названии вагона фигурирует слово "стальной"?


06. Вагон МС-2. А Вы задумывались, зачем старым трамваям были нужны две кабины управления? Да и двери по обе стороны вагона...


07. Вагон МС-4


08. Кабина управления вагоном МС-4. А Вы знаете, что водитель работал стоя? Зачем трамваю "руль" и откуда пошло выражение "Одной Левой"?


09. МС-4 справа и МСО-4 слева. Зачем отказываются от дверей с одной стороны вагона?


10. Вагон МСО-4. Трамваи МС-1, МС-2, МС-4, МСО-4 - чем же они отличаются? Зачем строились и прицепные вагоны к ним?


11. Вместимость салона трамвая серии МС - 101 человек. Попробуйте это испытать на себе! Проведя такой эксперимент, вы поймете зачем "катались на подножках" и "ездили на колбасе", и узнаете как это происходило.


12. Надписи в салоне вагона МС. Они все имеют значение соответственно эпохе эксплуатации вагона. "Дверь открывает водитель" - неужели, не странная надпись на настоящий момент?


13. Трамвайный поезд МА+ПА - Моторный Американского типа и Прицепной Американского типа. Каким образом в Советском Союзе появились "Американские" вагоны? Почему, позже, эта серия вагонов была переименована в ЛМ-33/ЛП-33 Ленинградский Моторный + Ленинградский Прицепной? Где строились практически все трамвайные вагоны, которые эксплуатируются в нашем городе?


14. Салон вагона ЛМ-33. Вагон по задумкам конструкторов был разбит на две мысленные части. В первой части вагона - сиденья как в метро и есть поручни. В задней части вагона - сиденья как в электричке и поручни отсутствуют. Почему так было сделано?


15. Место кондуктора. А Вы знаете какова высота перегородки у места кондуктора? И как в трамвае 30-х годов определялось кто ребенок, а кто уже взрослый пассажир? Откуда пошло выражение "метр с кепкой"?


16. Салон вагона ЛП-33. Вы знаете, что "Американки" эксплуатировались на улицах нашего города дольше, чем какой-либо другой трамвайный вагон?
Как работал трамвай во время блокады и что означает фраза "Поголодаю, поголодаю и на Волково"?


17. Первые послевоенные вагоны - ЛМ/ЛП-47 справа и ЛМ/ЛП-49 слева. Почему трамваи этой модели называют "Слонами"?


18. "Слон" ЛМ/ЛП-47. А Вы знаете, на базе какого вагона он был изготовлен?


19. Кабина 47-го "Слона" - тесная и не особо удобная.


20. Салон моторного вагона ЛМ-47. Почему в вагонах 47-й серии отсутствуют поручни?


21. Салон прицепного вагона ЛП-47. Почему вагоны 47-й серии сравнивали с бронепоездом? И какие результаты реального столкновения трамвая такого типа с танком на трейлере?


22. Прицепной вагон ЛП-47. Вид сзади. На вагоне даже нет поворотников...


23. Слева - трамвайный поезд ЛМ/ЛП-49. В чем его отличия от 47-й серии? В чем он стал лучше? А может, были и недоработки конструкторов?


24. Салон вагона ЛМ-49. Почему поручень в вагоне располагается только с одной стороны? Мягкие сиденья, отопление в трамвае - было ли всё это до начала 50-х годов? Каковы преимущества и недостатки реечного пола вагона?


25. Сдвижные двери как в метро - хорошо это или плохо?
Почему, прицепные вагоны ЛМ-49 стали выпускаться на 10 лет позже, чем аналогичные моторные вагоны? И что такое "Динозавр", можно ли было их встретить на улицах города?


26. Правила пользования Ленинградским трамваем, реклама в трамвае в его разные эпохи - все это Вы сможете изучить в музее!


27. Вагон ЛМ-57. Почему к этому вагону, в отличии от практически всех предыдущих моделей, не выпускались прицепные вагоны?


28. Салон вагона ЛМ-57. Впервые - штатные мягкие сиденья, трансяция, рессорное подвешивание. Чем была интересна работа трансляции в этом вагоне?


29. Бескондукторные системы оплаты проезда. Касса и компостер. А вы их помните? Как можно было бесплатно проехать в трамвае, оторвав при этом билетик?


30. Салон вагона ЛМ-57. Любимое место ленинградской шпаны. Правда, название "Стиляга" очень подходит этому вагону?


31. ЛМ-68. Новые формы - рубленые формы.


32. Кто создавал дизайн этого вагона и это ли основное отличие этого вагона от всех предыдущих?


33. Панорамное крышевое остекление. За него вагон ЛМ-68 назвали "Аквариум". Какие еще были причины так называть вагон? Почему такие трамваи выпускали всего несколько и им на смену пришли модернизированные трамваи ЛМ-68М?


34. Вагон ЛМ-68М, наверное, многим из Вас хорошо знаком. Такие трамваи до сих пор работают на улицах нашего города. Какое количество вагонов ЛМ-68М реально сцепить в поезд? Почему вагон такой серии называют "Машкой" и что-за странная окраска этого вагона в музее?


35. Салон вагона ЛМ-68М


36. Вагон КТМ-5М3 вагоностроительного завода им. С.М. Кирова, город Усть-Катав Челябинской области. Почему вдруг в городе, имеющем свой собственный трамвайный завод, появляются иногородние вагоны? Чем этот вагон знаменит в масштабах Советского Союза?


37. Салон вагона КТМ-5М3. К сожалению, на данный момент, он восстановлен не особо близко к оригиналу.


38. Могу похвастаться. Вагон, который ныне находится в музее, я еще застал на улицах города. 2006-й год, конечная станция трамвая "Придорожная аллея"


39. Вагон ЛВС-89. Вроде похож на многие нынешние вагоны, но имеет и отличия. Почему именно этот вагон был занесен в Книгу рекордов Гиннесса?


40. Почему в вагоне ЛВС-89 работали два кондуктора? К каким комичным ситуациям это могло приводить?


41. И в это вагоне я тоже ездил, когда он работал на линии. Как говорится, живая история. Лето 2006-го года, проспект Авиаконструкторов.


42. Вагон-лаборатория контактной сети. Для чего она нужна и зачем этому вагону два токоприёмника? Панорамный "фонарь" на крыше - для чего он использовался? А в него можно и заглянуть...


43. Салон лаборатории контактной сети


44. Место инженера в лаборатории контактной сети. А вы знаете, что такое "Зигзаг контактного провода"?


45. И еще раз место инженера, вид в другую сторону


46. Помимо пассажирского трамвая, в нашем городе был и грузовой трамвай, множество служебных вагонов. Чем примечателен этот вагон-кран?


47. И еще один служебный вагон. Сколько грузовых трамваев было в Петербурге? Где находился грузовой трамвайный парк и в каком фильме Вы можете его увидеть? Когда грузовые трамвайные перевозки в нашем городе были прекращены? Да и зачем они вообще потребовались?


48. Помимо трамвайной лаборатории контактной сети есть и троллейбусная. У этого троллейбуса есть штанги, но ездит он на бензиновом двигателе. Почему так получилось?


49. Троллейбус ЯТБ-1. А Вы знаете, что это старейший в мире действующий троллейбус?


50. Салон троллейбуса ЯТБ-1. Из какого материала сделан кузов этого троллейбуса? Какие преимущества троллейбуса перед трамваем были в 30-е годы 20-го века?


51. Почему работа троллейбусного кондуктора была неблагодарной и как оплачивался проезд в троллейбусе - это Вам тоже расскажут.
А Вы верите, что еще 20 лет назад этот троллейбус представлял собой бытовку на дачном участке?


52. Троллейбус МТБ-82Д. А какие еще виды общественного транспорта выпускались в таком же кузове? Что означает индекс "82" в обозначение троллейбуса?


53. Почему работа кондуктора в троллейбусе МТБ-82Д была уже более спокойной, чем в троллейбусе предыдущем?


54. Что такое "хлебница" и "булочница", а также какое применение имеют надписи, нанесенные на перегородке между пассажирским салоном и кабиной водителя?


55. Троллейбус МТБ-82Д, вид сзади.


56. Троллейбус ЗиУ-5 - многим очень хорошо знаком! На каком заводе делались практически все Советские троллейбусы?


57. Салон троллейбуса ЗиУ-5. Благодаря чему в этом троллейбусе Вас могло укачивать на неровной дороге?


58. Троллейбус ЗиУ-9. А в каких еще странах кроме Советского Союза такие троллейбусы работали? Вы знаете, что это самая массовая модель троллейбуса в мире?


59. Стенд с различными видами кассовых аппаратов - в музее можно посмотреть не только на подвижной состав!


60. Панорама музея.


На этом мой фоторассказ завершен. Следует отметить, что большенство экспонатов музея Городского электротранспорта находится в рабочем состоянии и передвигается своим ходом. Некоторые вагоны можно увидеть на улицах города на разнообразных мероприятиях, а также трамвай можно арендовать для личного мероприятия.
Конечно, я привел не все вопросы, которые рассматриваются в экскурсиях этого музея. Приходите - сами увидите, потрогаете, сфотографируете!
Восстанавливаются вагоны для музея как силами и средствами Горэлектротранса, так и группой энтузиастов на безвозмездной основе.
В общем, приходите на экскурсию в Музей Городского Элеткротранспорта!
Вполне возможно, что в редкие дни Вы там сможете увидеть и меня в качестве экскурсовода.

Благодарю за внимание!



Comments 
10th-Feb-2013 09:27 pm (UTC)
28 подправь :)
12th-Feb-2013 10:48 am (UTC)
Не знал бы тебя - был бы уверен, что пост проплачен©. :) А ответы напишешь? Кое-чего и я сам не помню.
12th-Feb-2013 05:26 pm (UTC)
Ответы будут в музее :)
Не буду же я всю экскурсию здесь расписывать, так и в музей не будет стимула сходить...
5th-Jan-2014 06:23 am (UTC)
А в самом деле, почему вход через заднюю дверь, а выход через переднюю?
В музее вчера был, но этой информации экскурсовод не рассказал. Уж поделитесь секретом, будьте любезны )
5th-Jan-2014 01:20 pm (UTC)
Потому что так по правилам было. Кондуктор сидел у задней двери и обилечивал там пассажиров, а так же руководил процессом посадки-высадки и давал водителю сигнал к отправлению вагона. Ну и плюс чтобы входящие пассажиры не мешали работе водителя и не набивались на переднюю площадку....
5th-Jan-2014 02:54 pm (UTC)
Спасибо, понял. В общем, достаточно очевидно, я мог бы и сам догадаться.
Будьте добры, поясните ещё один момент. О нём рассказывали на экскурсии, но я упустил из внимания. Что означал один сигнал-звонок кондуктора водителю, и что означали два? Были ещё какие-то другие, например три?
5th-Jan-2014 03:00 pm (UTC)
Сигнал-звонок - это разрешению водителю на отправление вагона с остановки. Из первого вагона шел один сигнал, из второго - два и так далее...
5th-Jan-2014 03:38 pm (UTC)
Всё понятно. Большое спасибо!
Ваш пост очень интригующий. Я его нашел уже после посещения музея, но, прочитав, хочется сходить ещё раз )
15th-Mar-2014 10:17 am (UTC)
Очень интересно, спасибо! По-моему, не хватает ещё одного вопроса: зачем на трамваях спереди устанавливались цветные стеклышки или цветные фонари? Кстати, только сейчас узнал, что в Москве и Ленинграде принцип их установки был разным.

Edited at 2014-03-15 10:18 am (UTC)
This page was loaded Jul 28th 2017, 5:11 pm GMT.